Все марки

Датчики двигателя внутреннего сгорания: как их можно проверить

Датчики двигателя внутреннего сгорания: как их можно проверить

Под собирательным термином датчик понимают устройство, назначение которого – фиксация изменений внешних условий и реакция подачей сигналов системе управления. Оно обособлено конструктивно, содержит разное количество измерительных преобразователей. Так может называться узел, прибор или целая система, воспринимающая и настраивающая объект, для которого предназначены. Проверка датчиков двигателя – необходимый процесс, выполняемый различными методами.

Проверка датчиков двигателя

Что такое датчик

Диагностика состояния ДВС начинается с изучения исправности контрольно-измерительных приборов, отвечающих за его нормальную работу. Корректная работа двигателя, его нормальное состояние – в интересах владельца ТС, ведь она обеспечивает его безопасность и выполнение основного предназначения – передвижения на разные расстояния. Производители считают наличие датчиков в системе управления двигателя важным условием, позволяющим мониторить исправность, своевременно выявлять поломки. Конструктивные особенности конкретного авто не означают коренных отличий в расшифровке терминологии и принципах действия инструментов мониторинга и диагностики:

  1. Датчиком называется устройство, преобразующее физические параметры в электрические величины. У автомобильного назначение не отличается, но для этого могут применяться разные по конструкции элементы.
  2. Практически в любом автомобиле необходима информация о температуре, давлении, частоте вращения, правильности расположения в пространстве, уровне вибрации и частоте вращения. Датчики для этого используются разные.
  3. Преобразование полученной информации может происходить в электрические сигналы – ток, напряжение или частоту. Нередко для восприятия такого сигнала необходимы специальные приборы – например, тестер или сканер.
  4. Все в этом мире не идеально, и датчики тоже могут выходить из строя. В этом случае автолюбитель не получает предупредительных сигналов, хотя и может определить поломку по дополнительным признакам, если у него имеется практический опыт.
  5. Проверка датчиков двигателя в этом случае выступает базовым методом устранения неисправности: есть вариабельные методики диагностики, они зависят от марки авто схемы подключения к блоку, принципа работы и участка, за информацию о котором отвечает устройство.

Датчики двигателя внутреннего сгорания: как их можно проверить

Комментарий эксперта: В. Михейшин, владелец автомастерской: «Практический опыт показывает, что выход из строя любого элемента конструкции приводит к ее некорректной работе, а в дальнейшем и к окончательному выходу из строя. В публикациях на тему можно встретить утверждения, что для проверки датчика можно воспользоваться мультиметром, сделать это легко и просто, поскольку она проводится похожими методами. Могу возразить: есть и другие методы для каждого из датчиков, и некоторые из них невозможно проверить на месте установки, их приходится демонтировать. Самостоятельность – это прекрасно, но некоторые вещи все же стоит доверять специалистам».

Виды датчиков и методы тестирования

В специальных изданиях указывается на необходимость проверки работы контрольно-измерительных приборов в приобретении авто подержанного авто: неисправность датчика в этом случае означает отсутствие информации о некорректной работе ДВС. Мониторинг необходим не только в этом случае, но и при обнаружении других тревожных признаков, свидетельствующих о неисправности системы и не сопровождающихся показаниями сигнального устройства.

Датчики двигателя внутреннего сгорания: как их можно проверить
мультиметр

Проверить при покупке можно минимальным комплектом инструментов (для демонтажа) и омметром (мультиметром). В собственном авто придется учитывать количество датчиков (иногда зависит от модели и производителя), их конструктивные особенности, применять дополнительные методы диагностирования. Исправный датчик – это исчерпывающая информация о конкретном аспекте работы двигателя плюс его бесперебойная работа. Поэтому особенно важно диагностировать его поломку, какой бы метод для этого не применялся:

Расход воздуха

ДМРВ, установленный во впускном канале, обеспечивает контроль количества воздушной смеси, которая поступает в двигатель. Это – важная информация, ведь ДВС работает на смеси воздуха и горючего. Электронный БУ, ориентируясь на показания этого датчика, рассчитывает количество топлива и отправляет его на форсунки.

датчик расхода воздуха

Дроссельная заслонка

датчик дроссельной заслонки

Именно на ней, еще до впускного коллектора, стандартно располагается ДПДЗ, предназначение которого – контроль за положением заслонки дросселя. Оно зависит от педали газа, на которую жмет водитель. Датчик обеспечивает для ЭБУ данные, необходимые для снижения или интенсификации подачи горючего в камеры. От этого зависит набор или уменьшение количества оборотов двигателем.

Коленчатый вал

ДПКВ

За информацию о его положении отвечает ДПКВ, размещаемый обычно неподалеку от шкива КВ. Датчик обеспечивает мониторинг положения и скорости вращения важного конструктивного элемента. Однако следует помнить, что ДПКВ иногда находится и в других местах, хотя локация – непременно неподалеку от коленвала. Получаемые данные важны для электронной системы управления: ориентируясь на них, она рассчитывает три параметра: такт впрыска, угол опережения и отражение оборотов ДВС на тахометре.

Распредвал

ДПРВ

За информацию о его положении несет ответственность ДПРВ, расположенный недалеко от распределительного вала, обычно возле головки блока цилиндров. Все данные ЭБУ получает в реальном времени, это позволяет автоматике подать команду для впрыскивания топлива в зажигание и цилиндры.

 

ЕЩЁ
5 ошибок при покупке б/у авто, которых стоит избегать

Другие, не менее важные

Контроль за деятельностью ДВС осуществляется богатым набором инструментов для мониторинга, не всегда означает возможность проверки к4м мультиметром. Например, датчик АБС (давления воздуха) лучше проверить осциллографом на СТО, но не следует игнорировать и проверку мультиметром, предварительно переключенным на измерение напряжения.

В перечне контрольных инструментов от разработчиков упоминаются датчики:

  • температуры жидкости для охлаждения (ДТОЖ) – нужен для включения вентиляторов или повышения холостых оборотов при низких показателях Т;
  • кислорода (ДК), расположенный в выпускном коллекторе, для коррекции подачи топлива и указания на эффективность применяемого катализатора;
  • скорости авто, или ДСА, иногда в его роли выступает АБС, с его помощью блок управления рассчитывает необходимое количество топлива;
  • давления масла (ДДМ), расположение разное, но важен, поскольку падение давления непременно приводит к поломке двигателя;
  • температуры воздуха, всасываемого для работы ДВС (ДТВВ) – необходим для вычисления плотности и регулировки подачи топлива, которой занимается ЭБУ.

Не следует забывать и о дополнительных датчиках: ДАД, измеряющий давление, создаваемое во впускном коллекторе, может даже заменить ДМРВ, но нередко поставляет дополнительные данные. А вот ДНД, закрепленный у амортизатора, важен, если авто передвигается по неровному дорожному полотну.

Датчики двигателя внутреннего сгорания: как их можно проверить

Диагностика

По каждому из КИП можно найти информацию – автовладельцы с большим практическим стажем вождения и самостоятельного устранения неисправностей, и эксперты охотно делятся признаками неполадок в каждом контрольном устройстве и особенностями, присущими конкретному двигателю:

  1. На ЗМЗ 409 проверить можно сканером, сравнивая с показаниями на приборной панели, термометром, и даже банальным нагреванием в металлической емкости на медленном огне. Все зависит от того, какой именно КИП проверяется. Иногда советуют просто заменить устройство на другое, благо стоимость невелика.
  2. Каменец Камаз (двигатели Cummins) оснащен многочисленными датчиками. Мощность и специфика двигателя на автомобиле требуют тщательного мониторинга, поэтому нередко предлагают проведение компьютерной диагностики, что имеет под собой совершенно разумную практическую основу. В этом авто есть сигнальная лампа, предупреждающая шофера, но иногда сигнала нет, а водитель видит признаки возникшей неисправности. Программа, сравнивая показания с действительными значениями, легко обнаруживает источник потенциальных неприятностей.
  3. ВАЗ 21114 – ЭСУД состоит из контроллера, датчиков работы ДВС м собственно авто, специальных устройств для исполнения команд. Есть датчики: концентрации кислорода, ДПДЗ, фаз, ТОЖ, скорости и расхода воздуха, и все это требует профессионального мониторинга, если есть очевидные сигналы неисправности. Предварительная диагностика – с применением мультиметра, замену приспособления тоже выставляют, как способ диагностики, указывая на небольшую стоимость расходника.
  4. Для Киа Рио, в котором двигатель 1,6 и инжекторный впрыск, ЭБУ может выйти из строя после попадания влаги, но это – если считать неисправностью поломку любого из многочисленных датчиков. В конструктивных особенностях авто – наличие ДКВ, ДДМ, ДТОЖ, ДК, ДАД, датчик дроссельной заслонки и другие полезные источники информации.
Датчики двигателя внутреннего сгорания: как их можно проверить
КИА РИО

В современном автомобиле есть набор датчиков, необходимых для корректной работы ЭБУ, отдающего команды автоматизированной системе. Это несомненный бонус для водителя: нет необходимости отыскивать причину неисправности на интуитивном уровне, некоторые датчики дублируют информацию для водителя – на тахометре или приборной панели световым сигналом.

https://youtu.be/y_estHuB3JY

Самостоятельную проверку датчиков можно провести с применением специальных приборов, но для этого требуются и другие условия – знание места размещения разработчиками, параметры исправности, методы диагностики конкретного устройства. Замена детали, даже при ее копеечной стоимости, может оказаться хорошим решением, если точно известно, что именно она неисправна.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии