Признаки неисправности датчика дроссельной заслонки, примеры на конкретных автомобилях
Автомобилисты со стажем могут определить необходимость самостоятельного проведения ремонта или обращения к мастеру по очевидным и скрытым признакам. Сигналы автомобиля о помощи автовладельцу вариабельны, у некоторых из них могут быть разные причины, несмотря на внешнее сходство проявлений. Неисправности дроссельной заслонки – распространенный повод отказа агрегата в нормальной работе, но под это определение подпадает целая группа поломок и устранение проводится в соответствии с проведенной диагностикой и ее результатами.
Содержание
ToggleДроссельная заслонка: конструктивные особенности
Дроссель – это специальное устройство, с постоянным сечение меньше, чем у трубопровода, к которому его подсоединяют. В автомобилях, теплоснабжении, некоторых других подающих сетях применяются разные виды этого приспособления, в переводе с немецкого означающего «душитель». Жиклер, дроссельный клапан, актуатор – все это применяется в авто с двигателями внутреннего сгорания, чтобы дозировать количество горючей смеси, перенаправляемой в цилиндры ДВС.
Дроссельной заслонкой называют механическое приспособление, предназначенное для механической регулировки уровня газообразных соединений или жидкости, протекающих через сечение проходного канала.
Конструктивные особенности ДЗ обусловлены типом применяемого карбюратора :
- пластина в нижней части камеры, закрепленная на вращающейся оси (у карбюратора с падающим потоком);
- аналогичное устройство там, где применен принцип постоянного разрежения;
- отдельный элемент из нескольких деталей, расположенный в водухоподающем тракте;
- с электрическим и механическим приводом (то есть, приводимая в действие разными способами – от нажатия на педаль до сдвоенной приводной системой и пр.).
Комментарий эксперта. Д. Громкий, мастер по ремонту карбюраторов: «Неисправности дроссельной заслонки многочисленны, даже у относительно простого приспособления. Дилетантам представляется, что такая поломка не представляет сложности в ремонте, и в некоторых случаях так оно и есть. Ведь неисправность может вызываться недостаточным уходом за автомобилем, элементарным загрязнением. Важно своевременно обнаружить симптомы и соотнести их с собственным авто».
Как обнаружить неисправность
Для этого не обязательно иметь техническое образование и работать в автосервисе, признаки достаточно очевидны даже для неопытного водителя. Просто он не всегда может определить, о чем свидетельствуют симптомы и к какому сегменту автомобиля адресоваться для устранения поломки:
- стартер прилагает все усилия на протяжении энного количества времени, но мотор не запускается (не схватывает, на профессиональном сленге);
- попытки разогнать железного коня заканчиваются неудачей – вместо набора скорости происходит «клевание носом»;
- на любых оборотах наблюдаются рывки при передвижении;
- вырос, до неприятного значения, привычный расход топлива;
- на холостом ходу движок работает неровно и неприятно;
- мотор изменил привычное уху звучание, вибрация на агрегате и в салоне увеличилась.
Интересно! Как отремонтировать поврежденное ветровое автостекло
Эксперты акцентируют внимание на том, что это – общая симптоматика, характерная для некоторых других видов поломок, например – изношенных кольцах, засоре форсунок. Избежать постоянного съема и чистки дроссельной заслонки можно, проверив датчик ПДЗ, систему подачи топлива, свечи, регулятор холостого хода, катушки и воздушный фильтр, вместе со шлангами.
Перечень неисправностей
Приведенный ниже включает только основные типы, но есть и присущие отдельному авто, снабженному определенным типом двигателя и модификациями от разработчика.
К распространенным относят:
- выход из строя парного к ДЗ регулятора холостого хода, не подающего воздушную смесь при закрытой дроссельной заслонке;
- датчик, более известный, как ДПЗД (датчик положения дроссельной заслонки), не фиксирует заслонку, или не подает о ней информацию в ЭБУ;
- переход в аварийный режим работы из-за неисправности привода (электронного или механического);
- разгерметизация впускного тракта, у которого есть множество вероятных дислокаций – от оси заслонки и места ее прижима к корпусу, до уплотнения этого важного сегмента.
Загрязнение заслонки (при отсутствии надлежащего ухода), как и слет адаптации (по самым разным причинам) относят к характерным причинам, вызванным разными поводами. Если с первой можно достаточно легко справиться самостоятельно, то за ликвидацией второго, возможно, придется обращаться к мастеру, поскольку у него есть причины разной этиологии.
Конкретные случаи в разных моделях авто
Автовладелец, в распоряжении которого продукция отечественного автопрома, всегда может получить подробные графические (на спецпорталах) или наглядные (на в видеороликах от энтузиастов) разъяснения. Например, ВАЗ 2114 (или легендарная девятка в рестайлинговых версиях), с 2003 оснащалась двигателями с разным уровнем мощности, объемом, но неизменно инжекторного типа. Есть свои особенности и в других линейках продукции российского автоконцерна.
ВАЗ 2110
Признаки неисправности сходны с наблюдаемыми в других моделях, но диагностика имеет некоторые отличия, обусловленные конструкцией:
- Выход из строя датчика ДПДЗ сопровождается плавающими холостыми оборотами, рывками при попытке разгона, сложностями при набирании скорости, горением сигнальной лампочки, у которой написано Check Engine. Проверяют проводку и дроссель, вместе с датчиком, для этого можно использовать специальный сканер, выдающий код поломки (на автосервисе точно есть).
- При неисправности дроссельного узла (ДУ) его необходимо демонтировать, произвести замену или поменять прокладку в заслонке, и тщательно вычистить специальной жидкостью. С ней же можно произвести очистку вентиляционного канала, применяя для этого ножной насос.
- Если ДПДЗ получил кардинальные повреждения, его меняют. В описании от экспертов говорится, что нужно просто снять старый, и поставить новый, но эта обманчивая простота не соответствует пошаговому описанию замены.
Признаки неисправности ДЗ на ВАЗ 2110 сходны с полученными при наблюдении и диагностике за другими моделями ВАЗа. Для проверки ДПДЗ необходим мультиметр, а вот для его замены нужно отсоединить от приспособления колодку с проводами и выкрутить два крепежных винта, заменить в нем поролоновую прокладку и проделать все действия в обратной последовательности.
ВАЗ 2114
У инжекторного двигателя нет механической связи педали газа и ДЗ, она управляет, перемещаясь, холостым ходом. В работе электронных систем важную роль играет датчик и электронные системы. Работоспособность можно проверить, используя омметр, соединив его с входным и выходными контактами.
Основные признаки неисправности:
- проблемы на холостом ходу (высокие или плавающие обороты);
- нехарактерные рывки, подергивания и провалы, как реакция на нажатие акселератора;
- самопроизвольное выключение движка в момент переключения с одной передачи на другую.
Эксперты напоминают, что на заводе датчики ДЗ ставятся пленочно-резисторные, с непродолжительным ресурсом полноценной функциональности и уже через пройденные машиной 50 тыс. км, они подлежат ремонту или замене. В некоторых случаях возможен ремонт, но для замены резистивного слоя не предусмотрено ремкомплектов, и если он изношен, то шансов на реабилитацию нет.
Лада Веста
Характерная особенность – электродроссель, вместо привычного тросика. Для тех, кто сменил старую машину на Лада Веста ремонт ДЗ может представлять определенные сложности. С выходом автомобиля появились многочисленные разъяснения, как работает этот важный узел, и на что нужно реагировать, как на сигнал о неисправности.
Система управления Веста, обнаружившая неисправность, позволит работать авто в одном из нескольких аварийных режимов. Она:
- ограничит мощность двигателя (при неисправности цепи датчика);
- обесточит привод ДЗ и ограничит число оборотов движка, при неисправности двух цепей;
- сигнальная лампа Check Engine будет включаться периодически или гореть постоянно.
Перед экстренным походом в магазин за новым узлом, нужно проверить воздуховод, фильтр, работоспособность акселераторной педали, РХХ и ДПДЗ, все это делают при вариабельном утоплении педали и непременно пари включенном зажигании, с применением специальных тестовых приборов.
Хендай Солярис
Подвержен тем же очевидным симптомам неисправности дроссельной заслонки, что и приведенные ранее примеры продукции отечественного автопрома. ДЗ, с некорректным поведением, влияет на разные параметры работы авто:
- сигнальная лампа, образно названная в народе гирляндой, на приборном щитке;
- частая детонация двигателя, потери мощности и неумеренное поедание топлива;
- движок неожиданно глохнет, затем сдается после повторного запуска, но ненадолго, и снова замолкает;
- топливо сгорает неполностью, в салоне разливается отчетливый аромат бензина;
- негромкие хлопки в глушителе, впускном коллекторе – это полбеды, может самовоспламениться воздушно-топливная смесь.
https://www.youtube.com/watch?v=dFekLkuoSX4
Солярис теряет динамические характеристики, отказывается ехать в гору, плохо запускает двигатель, работа мотора становится нестабильной. Кроме общих причин, есть еще потеря адаптации заслонки, вызванная заменой детали или даже ее ремонтом, износом дорожки из графита.
Распространенность поломки и востребованность на автосервисах ее устранения вызываются разными причинами – от слома до загрязнения (некорректным уходом за авто, окончанием периода функциональности, смещением от положенного места). Чинить ДЗ можно и собственными силами, если есть приборы для проведения диагностики, знания об устройстве и его дислокации, свободное время и горячее желание.