Все марки

Бензин против батарейки, или На каких автомобилях будет ездить человечество – китайских или западных

Бензин против батарейки, или На каких автомобилях будет ездить человечество – китайских или западных

Забастовки проходят по всей Европе. С принятием жесткого экологического закона налог на автомобили со старыми бензиновыми двигателями возрос до €1500. Владельцы массово ставят машины на прикол. Но еще хуже фермерам. В разгар посевной кампании они не могут отказаться от сельхозтехники, поэтому вынуждены платить и работать практически себе в убыток. Тракторы перекрыли центр Берлина. Демарши проходят в Нидерландах и Прибалтике.

По мнению аналитиков, закрытие заводов, повальные увольнения, обрушение акций гигантских автоконцернов, которые приносят в бюджет более €100 миллиардов, приведут к краху сектора экономики Германии.

Казалось бы, а что с этого нам, россиянам?

— Но это означает, что вскоре и мы перестанем ездить на немецких машинах, которые нам всегда казались такими престижными. Возможно, не только немецких. Это начало тотального обрушения рынка. Удивительно, но именно автомобильная отрасль сделала ФРГ той страной, которую мы сегодня знаем.

Бензин против батарейки

Тайны автопрома

После войны союзники запретили немцам производить самолеты, корабли и другую сложную технику, которая потенциально может быть переоборудована в военную. Запретили все, кроме гражданских автомобилей.

Даже авиационный гигант «Мессершмитт» вместо истребителей производил смешные маленькие авто. Модель называлась KR. Двигатель мощностью десять лошадиных сил разгонял автомобиль до девяноста километров в час. Трехколесный автомобильчик Isetta производил другой немецкий концерн. Его длина всего два метра. Любопытно, что единственная дверь располагалась не сбоку, а спереди.

За тридцать лет немцы создали сразу несколько марок, которые заслуженно завоевали славу самых качественных авто. Но в конце восьмидесятых концерны перенесли часть мощностей в азиатские страны со сверхдешевой рабочей силой. По данным Союза немецкой автопромышленности, еще в 2012 году Германия производила за рубежом почти 70% автомобилей.

Западным бизнесменам даже на ум не пришло, что, привезя в Китай передовые разработки, они сами выкопали себе яму. Наблюдательные азиаты, конечно, их изучили и построили собственные автомобильные заводы. Промышленный шпионаж тоже никто не отменял.

В 2009 году в аэропорту Чикаго задержали китайца, у которого нашли около 4000 шпионских файлов с самыми современными разработками европейских и американских автоконцернов. В 2018-м задержали другого шпиона, который собирал закрытую информацию о производстве двигателей.

Успешна ли стратегия копирования чужих машин?

— Судите сами: в 2018 году опубликован топ-5 китайских моделей, которые надежнее немецких конкурентов. Невероятно, но за десять лет трудолюбивые и неприхотливые азиаты совершили экономическое чудо – создали собственный автопром. По данным аналитиков, страны Азии контролируют почти треть мирового автомобильного рынка, вытеснив западные бренды.

Как спасти немецкий автопром?

— Правительство Германии сделало ход конем: решило выделить многомиллионные дотации автоконцернам. Рядовые немцы идею поддержали. Для них национальные бренды – предмет гордости.

Мало кто знает, что еще в середине 1960-х в ФРГ появилась целая индустрия, которая выпускает автоаксессуары с символикой национального флага: наклейки на руль, вставки салона, накладки на бампер, решетку радиатора. Удивительно, но их сегодня штампуют в КНР.

Похоже, Китай становится центром мирового автопрома. В 2018 году там выпустили рекордное в истории страны количество легковых авто – 29 миллионов штук. Это больше, чем во всей Европе. В результате некоторые английские и шведские компании обанкротились. Их заводы тут же скупили китайцы.

Что они предложат взамен и на чем нам придется ездить завтра?

Невероятно, но азиаты не только захватили мировой авторынок, они теперь определяют наше будущее. В апреле 2019 года на международной выставке в Шанхае китайцы показали, на чем мы будем ездить в ближайшем будущем. За футуристическим дизайном и яркими красками все тот же дешевый, дурно пахнущий пластик; двигатели, которые потребляют двенадцать-четырнадцать литров бензина. Многовато. И с этим азиаты собрались покорять Запад?

Похоже, немцы и их соседи осознали всю сложность ситуации. Европейский комитет по оценке безопасности авто ужесточил правила выдачи сертификата для продажи машин.
Например, проверяется, как ведет себя автомобиль, который врезается в бетонную стену со скоростью шестьдесят километров в час. Это совпадение или проверка на прочность китайских авто? Чему на самом деле они должны соответствовать?

В салоне располагают манекенов, буквально напичканных различными датчиками, которые измеряют десятки параметров. Мало кто знает, что современные машины уже не просто штампуют из металла, а строят вокруг особого каркаса безопасности, в котором находятся пассажиры и водитель. Точность подгонки панелей здесь такая же идеальная, как и в авиационной промышленности.

Машину почтой?

Суровые требования европейского рынка китайцев не смущают. Они торгуют машинами где угодно, даже на электронной площадке объявлений. Самый дорогой в мире внедорожник стоит 120 миллионов рублей. За такие деньги покупателю обещают доставить джип самолетом…

Вы не поверите, но азиаты вовсю торгуют машинами по почте. Одна смешная двухместная машинка пришла в Россию как бандероль. И это не игрушка. Она практически полностью сделана из пластика и карбона, который легче и прочнее стали. А ведь еще век назад грамм карбона стоил втрое дороже золота. Первыми в автопроме его использовали гонщики, которые вручную делали болиды «Формулы-1».

Альтернативные технологии

Невероятно, но столетие назад, когда пластик еще не изобрели, а железо было дорогим, машины делали из обычного дерева. Из металла здесь только двигатель и трансмиссия. Эти спорткары из мореного дуба и ясеня европейские производители построили в начале прошлого века. Любопытно, что стоят они больше €1000000 и требуют защиты от жука-точильщика, который ест древесину.

Удивительно, но на деревянные автомобили устанавливали паровые двигатели, котлы которых тоже топили дровами. Первый образец в 1769 году собрал изобретатель из Франции Никола Кюньо. Аппарат развивал скорость три километра в час. Если топливо заканчивалось, в ход шли сиденье водителя и другие детали.

Иногда в бак заливали самогон. Двух ведер хватало, чтобы добраться до ближайшего леса. К слову, на спирту работал первый двигатель внутреннего сгорания. В 1860 году его разработал другой француз – Этьен Ленуар.

Невероятно, но были машины, которые ездили даже на воде. Один умелец собрал такого «железного коня» и пришел патентовать двигатель. Однако ему дали совет этого не делать и вообще не высовываться, иначе его могут просто убить. Видимо, кто-то специально не дает ход гениальным изобретениям прошлого. У нас были все шансы ездить даже на авто с ядерным двигателем. Только представьте, машина с атомным реактором, как у ледокола. Один раз заправил особое топливо и бесплатно катайся всю жизнь.

В 1958 году такую машину разработали американские ученые из штата Мичиган. Но проект вскоре свернули. Возникает вопрос: почему игнорируется так много интересных альтернативных технологий?

Монополия бензоколонок сохраняется, даже когда есть более простые решения.

Лучшие цепи ГРМ — Топ 10 производителей и брендов

Немного математики. Допустим, ваш автомобиль потребляет десять литров топлива в городском режиме. За бензин нужно выложить 480 рублей. А работай он на метане – природном газе, вы бы заплатили всего 150 рублей.

Но почему сегодня эти технологии не используются, а некоторые и вовсе засекречены? Кому выгодно, чтобы мы ездили мало и задорого? Какие новые уловки придумали маркетологи, чтобы выкачивать деньги из автомобилистов?

Неподалеку от английского города Суиндон ржавеют под открытым небом десятки тысяч новеньких «железных коней». Загадка: если машины никому не нужны, то почему автоконцерны продолжают штамповать их в таких огромных количествах?

Автомобили годами стоят прямо под открытым небом, в том числе премиум-класса. По данным Ассоциации европейских производителей, объем отстойников в 2019 году превысил 25 миллионов машин во всем мире. Это годовая норма выпуска немецких, итальянских и французских концернов вместе взятых. Неужели их отправляют на свалку прямо с конвейера? Кому и зачем это нужно?
— У экспертов разные мнения на этот счет.

По одной из версий, это своеобразный маркетинговый ход. Концерны просто накапливают товар, чтобы в нужный момент начать массовые продажи по более низкой цене и отвоевать часть рынка у конкурентов.

Такие кладбища непроданной продукции, казалось бы, противоречат азам экономики. Автомобили стоят мертвым грузом, а концернам приходится постоянно платить за землю, на которой они находятся. Сплошные убытки. Согласно отчету Международной организации автопроизводителей, в 2019 году спрос на машины снизился почти на 5000000 штук. Невероятно, но их просто перестали покупать…

Молодежь против личных автомобилей. Новое поколение предпочитает ездить на автобусах и такси. К такому выводу приходят аналитики по всему миру. В одной только Москве за последние несколько лет на четверть сократилась выдача прав категории «Б» людям до 25 лет.

Почему все больше горожан не хотят приобретать автомобили?

Европейцы нередко выбрасывают на свалку пятилетние автомобили с пробегом всего 50000-70000. Взамен же покупают проездной билет. В Мюнхене он стоит €55. Даже в Америке, где машины есть почти у каждого, 40% жителей мегаполисов поставили свои джипы на прикол. Причины отказа от личного транспорта и в Европе, и в США схожи. Владеть и пользоваться машиной сегодня стало очень дорого. На одной парковке можно разориться.

Но почему автоконцерны не снизят производство новой продукции?

Современная экономика давно вышла за рамки обычной логики. В мире финансов не имеет значения, сколько ты продал товара. Важно то, как котируются твои акции на мировых биржах. Концерны скрывают, что в оценку стоимости предприятия входят все существующие активы, в том числе непроданные авто. Они-то и пополняют автомобильные кладбища.

Неужели именно поэтому автопроизводители перестали заботиться о качестве продукции? Им важнее делать больше, но дешевле. Некоторые наши автолюбители с восторгом вспоминают советские машины, которые без ржавчины и серьезного ремонта исправно бегали десятилетиями.

В 1970-м с конвейера сошел автомобильный символ советской эпохи – ВАЗ-2101 «Жигули». Стоила народная «копейка», как ее называли в СССР, 7000 рублей. А очередь среди желающих ее приобрести была расписана на десятилетие вперед. Автомобиль был снят с производства в 1988 году. Но удивительно, что на российских дорогах все еще можно встретить водителей, бодро спешащих по делам на той самой «копейке».

Ностальгия по советскому автопрому не покидает и жителей бывших союзных республик. Например, в казахстанском городе Шымкент прошла выставка ретро-автомобилей. Машины выглядят как новые. Вы удивитесь, но среди советских «Волг» и «Жигулей» есть экземпляры, что называется, «в родной краске». Хотя возраст многих сорок и более лет. В чем секрет такого долголетия? В качестве? А может, на них почти не ездили?

Сохранились редкие кадры советской кинохроники. В октябре 1970 года в Москву прибыла партия новеньких легковушек. В колонне двадцать автомобилей – месячная квота на столицу. В другие города и вовсе поставлялись единицы.

Любопытно, что в СССР машины в цене не теряли, как это происходит сегодня. Наоборот, через десять лет эксплуатации ее запросто продавали вдвое дороже. Более того, нередко автомобиль переходил от отца к сыну, и даже внуки на нем еще катались. Просто в те времена машина считалась роскошью, поэтому ее очень берегли.

Современные автомобилисты в недоумении: почему ветераны советского автопрома до сих пор бодро бегают по дорогам, давая фору современным машинам? В чем секрет? Мало кто знает, например, у ГАЗ-21 «Волга» был луженый кузов. Рабочие вручную специальным паяльником покрывали металл расплавленным оловом. Сегодня от трудоемкого и дорогого процесса отказались. Кто-то считает это ошибкой, но многие эксперты только приветствуют.

На современных заводах это делается так: машину целиком опускают в ванну с особым раствором. Его состав каждый производитель держит в секрете. Специальное покрытие надежно защищает металл от коррозии. В соседнем цеху наносят лакокрасочное покрытие.

Автомобильный заговор

Оцинкованный кузов уже не панацея. Технологии эволюционируют. Специально для стран с очень влажным климатом, например, для Великобритании, даже производят машины из особого авиационного металла.

Удивительно, роботы есть, а качества нет. Как такое возможно? За три года новенький автомобиль нередко прогнивает до дыр. В Сети тысячи видеороликов, доказывающих этот тезис. Может, технологии тут ни при чем, и производитель сознательно штампует брак, чтобы удешевить производство?

А может, дело вовсе не в обработке металла, а в его толщине? Присмотритесь, в современных автомобилях он тонкий как фольга. Выходит, антикоррозийные технологии – это просто блеф? Это хитрый маркетинговый ход, и нас просто обманывают?

Как быть покупателю, который заплатил за автомобиль 700000 или миллион рублей, а в итоге через пару лет остался у ржавого корыта?

Юристы советуют внимательнее читать документы, где производители указывают максимальный срок эксплуатации автомобиля. Вы когда-нибудь слышали о таком? Именно поэтому продавцы предпочитают играть в молчанку.

Если кузов гниет быстро, то производить надежный двигатель и подвеску уже не имеет смысла. Британские эксперты провели исследование и выяснили, что каждый десятый автомобиль ломается еще до окончания гарантийного срока. Автовладельцы в недоумении: репутацию надежности потеряли даже известные бренды.

Может быть, дело в том, что производители сговорились и зарабатывают на запчастях, поэтому им выгодно, чтобы машины быстро ломались?

Концерны уже не скрывают, что производство и продажа запчастей – одна из основных статей дохода. Более того, по данным Ассоциации европейских автопроизводителей, на каждый произведенный автомобиль формируется запас деталей, которые должны выйти из строя после 30000, 50000, 100000 километров пробега.

Но почему мы должны платить за некачественный автомобиль, а потом в течение пяти-семи лет еще выкладывать четверть его стоимости за запчасти?
Например, бракованный телефон мы можем вернуть продавцу. Есть ли шанс доказать, что нам в салоне всучили плохую машину?

Уличить производителя в том, что он закладывает ограниченный ресурс эксплуатации узлов, деталей либо комплектующих, заранее внося изменения в конструкцию или в плотность металла для того, чтобы объект подвергался повышенному износу и ломкости, практически невозможно.

Производители зарабатывают на всем. Автомобильные примочки и вовсе целая индустрия. Продажа ковриков, щеток, чехлов для сидений приносит многомиллионные прибыли. Удивительно, но над очередной безделушкой работают целые институты.

В 2015 году ученые Технологического университета из китайского города Далянь изобрели состав, который отталкивает от кузова машины воду и грязь. По результатам испытаний автомобиль оставался чистым целых три месяца. А вот английские химики, наоборот, выпустили спрей с болотной жижей, которая остается на «железном коне» даже после нескольких моек. Грязь в баллончиках пользуется большим спросом у владельцев внедорожников, которые хотят изобразить крутых мачо, катающихся по полям и лесам.

Еще больше аксессуаров предлагают для салона. Регистраторы, вентиляторы, крепления для удочек, подножки для загрузки багажника, странный молоток для разбивания стекла и даже гамак. Некоторые водители иногда так перебарщивают с елочками, навигаторами и регистраторами, что почти не видят дороги. Поразительно, но эти прибамбасы не имеют сертификата безопасности. Никто не знает, насколько сильно они могут травмировать в случае ДТП.

Но как долго это может продолжаться?
— Вполне очевидно, что чем больше известные бренды будут понижать качество и пытаться на нас заработать всеми способами, тем меньше мы будем им доверять.

Похоже, западные производители расслабились, и этим тут же воспользовались китайцы. В марте 2019 года председатель КНР Си Цзиньпин посетил Европу, купил несколько портов в Греции, заключил соглашение с Италией более чем на триллион долларов на строительство машин и развитие автомобильной инфраструктуры.

Неужели все кончится тем, что автомобильные акулы из Азии вытеснят европейских халтурщиков?

— А вот и нет. У Евросоюза есть стратегический план. Они ни за что не пустят азиатов на свой рынок, потому что отныне здесь будут ездить только на электромобилях. Европа приняла новые экостандарты и практически перекрыла свои границы для бензиновых и дизельных авто. В толерантной Европе, владельцы таких машин, по сути, стали людьми второго сорта. Конечно, процесс займет много лет, но он уже запущен.

Эко-автомобили будущего

ЕЩЁ
Китайский седан BAIC

На чем будут ездить европейцы завтра, компании-производители показали в сентябре 2019 года на Франкфуртской выставке электромобилей. Необычные легковушки разгоняются до сотни за несколько секунд и способны на одной зарядке проехать 350 километров. Для каждодневных поездок вполне достаточно. Странно, почему до сих пор они не пошли в серийное производство?

Складывается впечатление, что производители тянут время. А может, электромобили пока просто не покупают? Согласитесь, не каждый готов выложить за небольшой автомобильчик сумму, эквивалентную 1500000 рублей. В чем тайный умысел менеджеров и где уже сегодня выпускают экотранспорт за 150000 рублей?

Любопытно, что первый электромобиль появился раньше бензинового. В начале девятнадцатого века самодвижущуюся тележку собрали для развлечений венгерские энтузиасты. Свой электрокар выпустил и российский инженер Ипполит Романов.

Эта новость 19 октября 1901-го облетела все газеты. В час пик по Кузнецкому мосту одновременно проехало небывалое для того времени количество машин – целых четыре. Среди них был и первый российский электромобиль московского императорского завода «Дукс».

Любопытно, что мировой рекорд скорости тех лет – 106 километров в час – принадлежит автомобилю именно на электрической тяге. Его построил бельгиец Камиль Женатци.

Бесшумные и быстрые машинки стали популярны во всем мире. Еще столетие назад европейские авто на одной зарядке могли проехать от двадцати до пятидесяти километров. Как ни странно, продавались они плохо. Даже богатые люди в своих загородных поместьях все еще жили при свечах, поэтому подзаряжать электрические батареи им было негде. По этой причине бензиновые авто стали более популярны.

Сегодня розетки есть в каждом доме, но по силам ли современной Европе повернуть время вспять? Проблема в том, что на заливку бензина в бак тратится пятнадцать секунд, а зарядка батареи пока требует восемь часов…

Поэтому в Германии электрокары решили заряжать не полностью – лишь бы хватило на сто километров пути до следующей станции зарядки, которые уже активно строятся несколько лет.

В США, наоборот, инженеры Иллинойского университета создали аккумулятор повышенной емкости. На нем тестовый автомобиль проехал целых тысячу километров. Новые технологические решения появляются практически каждый месяц.

В России морозы – обычное дело. Но почему производители электрокаров скрывают, что при минусовой температуре аккумулятор разряжается сам по себе? Вы удивитесь, но эта проблема была известна еще в конце девятнадцатого века. За сто лет ученые ее так и не решили.

А потому вопрос, на чем будут ездить зимой в тех же скандинавских странах, остается открытым. Можно предположить, что у европейцев есть технологии, которыми они пока не готовы делиться со всем миром и в первую очередь со странами Азии. Хотя дата полной электромобилизации уже названа.

К 2030 году европейские государства собираются полностью пересесть на электрокары. Но так ли они экологичны на самом деле?

Электрокары и экология

Шотландские ученые провели эксперимент и пришли к неожиданному выводу. Оказывается, производство специальных батарей еще более токсично, чем изготовление ДВС. А сами электрокары выбрасывают огромное количество опасных для человека твердых частиц из-за повышенного износа тормозов, покрышек и дорожного полотна.

Зачем корпорации утаивают от нас эту информацию?

Что же на самом деле скрывается за электромобилизацией Европы? Может, дело вовсе не в экологии, а в политике?

Некоторые аналитики заявляют, что запасов нефти на планете осталось всего на несколько десятилетий, причем при условии очень экономного расходования. А потому бензиновые автомобили скоро просто нечем будет заправлять.

Может, поэтому европейцы уже сегодня спешат пересесть на электрокары?

Но почему тогда азиаты упрямо штампуют машины со старыми двигателями?
— Очевидно, они понимают, что эра бензиновых машин заканчивается, и пытаются выдавить максимум прибыли.

Филиппины – островное государство в Тихом океане – буквально задыхается от контрабанды с соседнего Китая. Власти уничтожают десятки дорогих автомобилей. Раньше их просто конфисковали, сейчас давят бульдозером. Почему так? Оказывается, это не люксовые европейские бренды, а их дешевые подделки. Копирование известных марок превратилось в целое направление китайского автобизнеса.

В Казахстане прошли протесты. Дело в том, что в Кустанае компания из Поднебесной намерена построить завод, который будет выпускать свыше 100000 автомобилей в год. Эксперты бьют тревогу, ведь гигант обрушит рынок Казахстана. Более того, руководство концерна заявило, что на новом предприятии будут работать исключительно китайские рабочие.

Возмущенные автовладельцы пошли на отчаянный шаг, заявив, что будут ходить пешком, но не станут покупать китайские машины. Производителя это не сильно волнует. Азиатские концерны идут ва-банк. Они десятками миллионов складируют свои новые авто по всему миру. Это стратегический ресурс всемирной экономической войны.

В 1970-х дешевые японские машины захватили часть автомобильного рынка США. Китай настроен еще более решительно. Свои машины он готов продавать хоть за сто евро. В условиях жесткого демпинга европейские концерны разоряются. Десятки тысяч сотрудников увольняют без выходного пособия. Думаете, «желтые жилеты» будут молчать? Вы наверняка видели, что они творят во Франции. Да это революция. Под угрозой не просто европейский автопром, но и все гражданское общество.

Взамен азиаты предлагают развернуть собственное производство. Но действительно ли за каких-то десять лет они сумели превзойти европейские концерны почти со столетней историей?
Парадоксально, но и плохенькие китайские машины охотно покупают. Стратегия азиатов – сделать как можно больше дешевого товара.

При этом, по оценке Американского центра стратегических исследований, КНР уже сегодня обладает секретными технологиями производства электромобилей. И они на порядок опережают разработки ЕС и США.

Выставка в китайском Гуанчжоу показала, что новую батарею уже вовсю устанавливают на прототипы электромобилей. Их характеристики пока не раскрывают. Похоже, будущее автопрома уже существует в опытных образцах. Осталось только подождать, пока старые авто выработают свой ресурс и будут утилизированы.

Новинки настолько совершенны, что водитель им уже не нужен. По КНР уже колесят машины без руля и педалей. Один китайский грузовик, как утверждают производители, самостоятельно доставит груз из Азии в любую точку Европы. Специалисты к подобным заявлениям пока относятся скептически.

Может быть, поэтому китайские беспилотники все еще являются концептами и никуда не ездят? Так или иначе, это серьезная заявка на победу и предупреждение для всего западного автопрома.

Запад или Азия? Автомобили на электричестве или нефтяном топливе?

Кто победит в этом противостоянии, покажет время. По мнению экспертов, идет масштабная война между мегакорпорациями за передел автомобильного рынка. Аналитики не исключают, что легковушки и средства передвижения снова превратятся в предмет роскоши.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии