Все марки

Черный нагар на свечах зажигания. Причины возникновения и на что он указывает

Черный нагар на свечах зажигания. Причины возникновения и на что он указывает

Свечи зажигания относятся к важнейшим элементам ДВС. Они отвечают за воспламенение топливной смеси и отвод избыточного тепла при нарушениях в процессе сгорания топлива. Данная деталь ломается крайне редко, но нуждается в периодической чистке. При нарушении стабильности работы двигателя, первым делом нужно проверить состояние свечей зажигания, черный нагар на них может указать на неисправный узел. В статье разберем какого цвета бывает налет и причины его возникновения. В конце расскажем, как эффективно удалить нагар так, чтобы не повредить свечу зажигания.

Почему появляется нагар на свечах зажигания

Черный нагар на свече зажигания

Чтобы ответить на этот вопрос, первым делом нужно определить, как именно они почернели. Так вы определите направление поиска причины. Свечи могут почернеть одновременно все либо 1-2 из блока. Чаще нагар появляется равномерно по всей поверхности электрода и резьбы, в отдельных случаях, только с одной стороны. Также условно разделяют нагар на «мокрый» и «сухой».

Стоит учитывать, что скорость образования налета и его характер напрямую зависят от неисправностей мотора (если таковые имеются).

Для выявления причин, нужно сделать следующее:

  • Установить новые свечи. Нагар появится минимум через 200-300 км пробега. Ездить желательно по трассе с приблизительно одинаковой скоростью и нагрузкой на силовую установку. Это позволит свечам работать в одинаковом режиме, и даст более объективно оценить состояние отдельных частей двигателя.
  • Заливать качественное топливо только на проверенных АЗС. Объем и характер нагара напрямую зависит от используемого топлива. Если залить плохой бензин или газолин, установить истинную причину черного налета (если он есть) точно не получится.
  • Обязательно правильно выставить число холостых оборотов на карбюраторном двигателе.

Далее рассмотрим основные причины, которые могут привести к появлению нагара на свечах зажигания.  К ним относятся следующие:

  • Прогар клапана – появление почернений только с одной стороны свидетельствует о его повреждении. В этом случае нагар будет образовываться снизу на боковом электроде, а не на центральном.
  • Неверно подобранное калильное число свечи – это может привести к ее повреждению и выходу из строя, а также к равномерному образованию черного налета по всей поверхности. Если значение будет ниже, может поменяться форма конуса нагара. Калильное число большего значения приведет к почернению верхушки конуса, корпус останется чистым.
  • Позднее зажигание – образуется равномерный черный налет на всей свече.
  • Переобогащенная топливовоздушная смесь – на инжекторных и карбюраторных двигателях могут чернеть свечи при избыточной подаче бензина. В первом случае это может происходить из-за нарушений в работе датчика массового расхода воздуха, вследствие чего на ЭБУ приходит некорректная информация. Также возможной причиной может служить разгерметизация топливных форсунок. В этом случае горючее будет поступать в цилиндр даже при закрытых форсунках. В карбюраторных автомобилях причиной нагара служит неправильно отрегулированная подача топлива, разгерметизация игольчатого запорного клапана, создание избыточного давления бензонасосом, нарушение герметичности поплавка или задевание им стенок камеры.
  • Сильный износ или разгерметизация шарикового клапана экономайзера (относится к карбюраторным двигателям) – в этом случае большое количество топлива в цилиндры будет попадать не только на больших оборотах, но и при обычном режиме работы.
  • Забит воздушный фильтр – также выступает частой причиной появления черного нагара на свечах зажигания. Нужно проверить в первую очередь, не забывайте и о проводе заслонки.
  • Неполадки в системе зажигания – неправильно выставленный угол зажигания, нарушение целостности изоляции на высоковольтных проводах и крышки бегунка трамблера, неисправность катушки зажигания либо самих свечей. Все это ведет к перебоям в искрообразовании, вследствие чего топливо выгорает не полностью и оседает нагаром.
  • Неполадки в клапанном механизме двигателя – ненастроенные тепловые зазоры и прогар приводят к неполному выгоранию топливовоздушной смеси, и, как следствие, образованию черного налета на свечах.
  • Вышел из строя топливный регулятор (касается инжекторных автомобилей) – это приводит к образованию избыточного давления на рампе и переобогащению смеси топливом.
  • Низкая компрессия в цилиндре – в этом случае почернеет только электрод, а резьба останется чистой.

Позднее зажигание и работа двигателя на переобогащенной топливовоздушной смеси определяется по следующим признакам:

  • появляются пропуски зажигания (на инжекторных автомобилях высвечивается код ошибки Р0300);
  • затруднен запуск мотора;
  • двигатель работает нестабильно, особенно сильно проявляется на холостых оборотах;
  • повышенный уровень вибрации.

С причинами появления нагара на свечах зажигания разобрались. Далее рассмотрим в каких случаях следует проверить данный узел.

Признаки образования нагара на свечах

В случае проблем с запуском двигателя водитель первым делом должен проверить свечи. Чтобы сделать это, их потребуется выкрутить с посадочного места, а после осмотреть.

Свеча в нагаре

Также на необходимость проверки узла укажет следующее:

  • падение тяги и мощности двигателя;
  • повышение уровень шума и вибрации;
  • автомобиль начинает дергать;
  • заметно возрос расход топлива;
  • при оборотах в 3 тыс. и больше появляются хлопки в глушителе выхлопной трубы;
  • на приборной панели появился соответствующий код ошибки;
  • при полностью выжатой педали газа в двигателе не хватает оборотов;
  • автомобиль глохнет.

Все это указывает на необходимость срочно проверить свечи зажигания на исправность. Иногда на неполадки в системе зажигания может указать появление неприятного едкого запаха в салоне.

Как узнать о состоянии двигателя по нагару свечи зажигания

Осмотр свечей относятся к одному из лучших диагностических средств, который поможет определить неисправность, связанную с циклом воспламенения топливовоздушной смеси. Но стоит помнить, что о состоянии двигателя невозможно получить корректную информацию, если выкрутить их через 10 и более тысяч километров. Диагностика проводится только на новых свечах, после обкатки их в 150-200 км.

Для проверки состояния силовой установки автомобиля нужно сделать следующее:

  1. Вкрутить новые свечи.
  2. Поездить с ними 150-200 км.
  3. Выкрутить и оценить цвет и состояние образовавшегося на них налета.

Важно! Цвет нагара на свечах нужно проверять только на хорошо прогретом двигателе автомобиля.

Черный нагар

Это наиболее частый тип наслоений, по которому сложнее всего определить причину его появления. Встречается двух типов, каждый из которых указывает на появление той или иной неисправности в работе мотора. Различается нагар по структуре, благодаря чему легче выделить группу причин возникновения неполадок.

Важно знать! Образование равномерного нагара кофейных или сероватых оттенков указывает на отсутствие проблем в сгорании топливной смеси. Это характерно для стабильной работы двигателя.

Масляный черный нагар

Масляный черный нагар

Появление отчетливо различимого маслянистого черного наслоения в районе резьбы и на электродах свечи, указывает на присутствие масла в избыточном количестве, которое попадает в камеру сгорания. Чаще сопровождаемого густым синим дымом из выхлопной системы при старте двигателя.

Причины, по которым это может произойти следующие:

  • изношены маслосъемные колпачки на поршне;
  • изношены поршневые кольца на клапане;
  • изношена направляющая втулка клапана.

То есть данная проблема связана с чрезмерным износом деталей цилиндропоршневой группы. Решить проблему можно заменой поврежденных частей новыми.

Сухой черный нагар в виде сажи

Черная свеча зажигания

Этот тип копоти еще называют бархатистым. В этом случае будут полностью отсутствовать масляные подтеки. Чаще такой вид наслоений указывает на переизбыток бензина в топливовоздушной смеси, подаваемой в камеру сгорания цилиндров.

Появление черного сухого нагара возможно в случае следующих неисправностей:

  • Перебои в работе свечей зажигания – может попросту не хватать энергии для создания искры, достаточной для воспламенения топлива мощности.
  • Низкая компрессия в цилиндрах мотора – в случае появления бархатистого налета черного цвета, рекомендуется проверить соответствие данного параметра требуемым.
  • Неправильно отрегулирована подача топлива в карбюраторе – приводит к переобогащению топливной смеси и появлению нагара.
  • Переизбыток давления на топливной рампе (на инжекторных двигателях) – также в камеру сгорания попадает слишком много бензина, который полностью не выгорает и оседает в виде черных наслоений. Характеризуется также повышенным расходом топлива.
  • Засор или неисправность воздушного фильтра – в этом случае для образования оптимальной топливовоздушной смеси будет недостаточно воздуха. Как следствие горючее не выгорает полностью и остается в виде черного бархатистого слоя.

Характерное отличие такого типа нагара заключается в том, что он появляется только на электродах свечей зажигания и практически не попадает на резьбовое соединение.

Красный или зеленый нагар

Когда автовладелец регулярно использует различные присадки для топлива или масла, то может заметить, что иногда на свечах появляются наслоения красного или зеленного цвета. Возникает при сгорании химических добавок, которые были залиты с излишком. Если вы постоянно пользуетесь одними и теми же присадками и в какой-то момент заметили появление цветного наслоения, при следующей заливке уменьшите немного их количество. Так проблема исчезнет сама собой.

Такой тип нагара возникает, если в составе присадок для автомобиля присутствует свинец или марганец. Игнорирование проблемы может привести к тому, что на электродах свечи зажигания нарастет слой, который будет препятствовать появлению искры доставочной мощности. Как следствие двигатель будет работать нестабильно.

При обнаружении красного или зеленого нагара, его рекомендуется удалить удобным для вас способом. После заменить масло либо бензин, в зависимости от того, куда добавлялась присадка.

Белый нагар

Как и в случае с черным налетом на свечах, здесь тоже есть два разных типа. Первый имеет глянцевую поверхность из-за присутствия в составе частиц металла. Оседает она на электродах в виде крупных белых отложений. Второй вид слабо выражен и равномерно распределяется по всей поверхности.

Глянцевый белый нагар

Глянцевый белый нагар

Глянцевые белые отложения на свече указывают на недостаточное охлаждение двигателя, что очень опасно для автомобиля. Это чревато перегревом поршневой группы, в результате которого может образоваться трещина в клапане и потребуется дорогостоящий ремонт. Наиболее частой причиной возникновения такого нагара бывает недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе.

Помимо этого, белый нагар появляется в следующих случаях:

  • в камеру сгорания подается обедненная топливовоздушная смесь;
  • впускной провод подсасывает воздух;
  • раннее зажигание или происходят пропуски;
  • неправильно подобранная свеча по калильному числу.

Важно! При обнаружении на свече зажигания глянцевого белого нагара с металлическими вкраплениями, следует немедленно провести диагностику автомобиля и разобраться в проблеме. Пользоваться автомобилем в этом случае крайне не рекомендуется.

Слабовыраженный белый нагар

Появление на свече равномерного белого нагара по всей поверхности электродов, может быть вызвано особенностью используемого топлива. Возможно в нем присутствуют нежелательные присадки или другие химикаты. В этом случае следует проверить качество бензина и при необходимости заменить его полностью.

Чистка свечей зажигания от нагара

Чистить свечи зажигания нужно регулярно, так же, как и проводить их внешний осмотр. Делать это рекомендуется каждые 8-10 тысяч км пробега или во время замены моторного масла. Но в случае выявления перечисленные выше симптомов, выжидать указанное время не стоит.

Здесь сразу нужно отметить, что старые методы с использованием наждачной бумаги слабо пригодны для очистки электродов. Дело в том, что так существует огромный риск повредить защитный слой на них. В частности, это касается иридиевых свечей. Их центральный электрод очень тонкий и имеет иридиевое покрытие, а это полудрагоценный и очень редкий металл.

Чистка бытовой химией

Это лучший способ если вам нужно очистить свечи зажигания быстро, безопасно и эффективно. Для этих целей подойдут следующие средства:

  • газированные напитки с содержанием ортофосфорной кислоты (добавка Е338);
  • ацетон;
  • моющее средство Fairy;
  • ВД40;
  • магазинные средства для чистки сантехники.

Очистка выполняется по следующему алгоритму:

ЕЩЁ

  • в заранее подготовленную посуду следует налить средство до уровня, закрывающего электроды полностью (без изолятора);
  • погрузить в жидкость свечи и оставить так на 30-40 минут, пойдет химическая реакция, которую можно будет наблюдать невооруженным глазом;
  • после выхода указанного времени свечи нужно достать и при помощи кисточки или зубной щетки снять нагар со всей поверхности, особое внимание нужно уделить электродам;
  • удалить остатки средства и грязь, промыв изделия в теплой проточной воде;
  • насухо протереть свечи чистой ветошью;
  • осталось только просушить их на батарее или в духовке при температуре +60-+70 °С, также можно воспользоваться феном, тепловентилятором и прочими приборами, главная задача – удалить остатки воды.

К чистке нужно отнестись максимально серьезно, тщательно очистить и удалить загрязнения и нагар, который появился на поверхностях. Помните, чистые свечи зажигания работают на 10-15 % эффективнее грязных.

Чистка наждачной бумагой

Подойдет в случаях крайней необходимости и только на тех свечах, которые вы планируете заменить на новые в ближайшее время. Наждачка может лишь временно спасти ситуацию и вернуть облик, а также работоспособность изделиям. К тому же это далеко не лучший способ очистки.

При обработке мелкозернистой бумагой на поверхности свечи остаются микроцарапинки, которые притягивают нагара. Дело в том, что в них попадает бензин и не успевает оттуда испаряться. В итоге нагар нарастает еще сильнее.

Важно! Запрещено вместо наждачной бумаги использовать острые предметы и другие инструменты.

Чистка уксуснокислым аммонием

Уксуснокислым аммонием проводится агрессивная очистка. Вещество небезопасно для человека и может оставить химические ожоги на коже, поэтому при работе с ним пользуйтесь средствами индивидуальной защиты. Для этого понадобится 20 % раствор аммония и жесткая нейлоновая щетка.

Процедура выполняется в следующей последовательности:

  • сначала свечи нужно промыть в чистом бензине;
  • после в стальную емкость наливается уксуснокислый аммоний;
  • средство подогревается на огне (можно довести до кипения);
  • после разогрева в жидкость опускаются свечи;
  • через 20-40 мин. их нужно извлечь и почистить щеткой;
  • после этого свечи промываются в проточной воде и сушатся.

Чистку таким способом нужно проводить в хорошо проветриваемом или вентилируемом помещении. Во время кипения аммоний начинает испаряться и может повредить слизистую оболочку человека. Поэтому работы обязательно проводятся в маске с открытыми окнами и дверьми.

Если свечи после такой чистки сразу не устанавливаются в автомобиль, их следует обработать ВД40. Уксуснокислый аммоний – это очень агрессивное средство, он может разрушить защитный слой на металлических поверхностях. Вследствие этого необработанная часть может начать ржаветь.

Вместо аммония иногда применяется 70 % уксусная кислота. Средство заливается в металлическую или стеклянную емкость, в нее закладываются свечи и засыпается пару чайных ложек соды, чтобы запустить реакцию. После свечи извлекаются, чистятся щеткой и промываются в проточной воде. Напоследок их следует хорошо просушить. Это более щадящий и безопасный метод. Технический уксус не снимет слой защитного напыления с поверхности.

Чистка тепловым способом

Тепловой метод очистки (в народе прокаливание) считается наиболее безопасным, доступным и эффективным. Суть его заключается в том, чтобы нагреть электроды свечи до высоких температур. Для этого можно использовать паяльник, горелку газовую плиту и пр.

Часто способ используется для прокаливания новых, случайно «залитых», свечей зажигания во время холодного старта. Выбрасывать такие детали – настоящее расточительство. Их достаточно разместить над огнем и подержать так, пока электроды не покраснеют. Нагар и другие загрязнения пропадают мгновенно. За изолятор свечи можете не беспокоится, она рассчитана для работы в таких температурах.

Чистка при помощи дрели и песка

Пескоструйный аппарат есть далеко не у каждого автовладельца, но при наличии обычной дрели его можно сделать самостоятельно. Для этого нужен электроинструмент с реверсом и песок. Свечу нужно аккуратно закрепить в патроне дрели, запустить ее и опустить в песок. Периодически останавливайте и проверяйте состояние электродов, как только нагар пропадет, можно переходить к чистке следующей.

Вместо песка подойдет широкая щетка по металлу. Если нет ни того ни другого можно воспользоваться любым абразивным порошком. Этот способ подходит для чистки любых свечей, кроме иридиевых. С таких изделий самостоятельно убирать нагар не рекомендуется.

Как продлить срок службы свечей зажигания

Чтобы продлить работоспособность деталей, соблюдайте некоторые правила. К ним относятся следующие:

  • Не заливай в автомобиль некачественное топливо и моторное масло.
  • Держите систему зажигания всегда в исправном состоянии.
  • При ввинчивании свечей не перетягивайте их, найдите нужный баланс.
  • Покупайте изделия, соответствующие по характеристикам вашему автомобилю.

Испорченную свечу некачественным топливом, можно восстановить химическим способом. Если вы ее случайно залили используйте метод прокаливания.

Заключение

Образование черного нагара на свечах инжекторных и карбюраторных автомобилей может быть вызвано различными причинами, чаще сразу несколькими. Сюда относится неправильный подбор свечей по характеристикам, частая работа мотора на высоких оборотах, неправильно выставленное зажигание, неисправности в маслосъемных колпачках и многое другое.

Выявить все эти неполадки поможет периодический осмотр свечей зажигания на наличие нагара. Делать это нужно при каждой замене моторного масла либо через 8-10 тысяч км пробега. Обязательно нужно выставить правильный зазор между электродами, а изолятор свечей поддерживать в чистоте. Меняются детали на новые раз в 40-50 тысяч км пробега, если у вас установлены платиновые либо иридиевые – их ресурс 80-90 тыс. км.

Это поможет вам не только продлить эксплуатационный срок двигателя, но и сохранить мощность двигателя, а также комфорт при передвижении.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии