Что лучше тосол или антифриз? Разберёмся вместе
Сегодня мнения автомобилистов о том, что лучше тосол или антифриз и есть ли между ними разница, разделились. Одни говорят, что это совершенно разные по составу жидкости, другие утверждают, что это одно и то же вещество. На самом деле у них совершенно разные технические характеристики. Не разбираясь в этом можно нанести вред своему автомобилю. В этой статье мы попробуем разобраться в отличиях между тосолом и антифризом, а в конце вы узнаете зачем охлаждающие жидкости окрашиваются в разные цвета.
Содержание
ToggleРоль охлаждающей жидкости
Во время работы двигатель сильно разогревается, поэтому во избежание его перегрева и выхода из строя нужна ОЖ. Раньше в этих целях использовалась дистиллированная вода, однако из-за ряда недостатков автопроизводителям пришлось искать более подходящее вещество. Так появился антифриз, а после тосол.
Интересно. Только в России и странах СНГ охлаждающая жидкость делится на тосол и антифриз.
Чтобы понять их отличия, нужно более подробно разобраться что из себя представляет каждая жидкость.
Что такое тосол
Его придумали еще во времена СССР в ответ на импортный антифриз. Аббревиатура ТОС расшифровывалась как «технология органического синтеза». Это название отдела, где он разрабатывался. Окончание ОЛ означало, что в составе присутствуют спирты. Разрабатывалась советская охлаждающая жидкость в течение 3 лет под конец 60-х годов в институте ГосНИИОХТ. И впервые стал применяться на новых Жигулях.
Раньше тосол выпускала двух цветов:
- красный – в его состав входит больше спиртов, температура замерзания -65 °C;
- синий – применяется до -40 °C.
Однако сегодня ОЖ окрашивают в любые цвета и зависит от производителя. Поначалу это вызывало недоумение со стороны автослесарей и владельцев транспортных средств.
В состав тосола входят:
- красители;
- присадки;
- дистиллированная вода;
- двухатомные спирты (этиленгликоль);
Его технические характеристики определяются составом присадок. Это могут быть бораты, нитриты, силикаты, фосфаты и др. Они защищают металлические элементы системы охлаждения от коррозии. Тосол заменяется на свежий раз в два года. Если регламент замены не соблюдать, то выпадающий осадок со временем забьет патрубки, что приведет к заклиниванию двигателя.
Интересно знать. Химический состав тосола не менялся более 40 лет. Никаких работ по его совершенствованию не ведется, а оригинальной рецептуры никто не придерживается. Современные составы у разных производителей отличаются, но по факту все они имеют одинаковые характеристики. К тому же существует огромный риск попасть на жидкость низкого качества.
Что такое антифриз
Слово «антифриз» пришло к нам из английского словаря и означает «незамерзающий». Это общее название для всех охлаждающих жидкостей, в том числе тосола.
В состав антифриза входит:
- дистиллированная вода;
- двухатомные спирты (пропиленгликоль, этиленгликоль);
- присадки;
- иногда глицерин.
Интересно. Основа тосола и антифриза одинаковы, но несмотря на это они могут сильно отличаться по техническим параметрам.
Главное отличие между антифризом и тосолом – это наличие органических либо неорганических кислот и присадок. Смешивание двух разных видов охлаждающей жидкости для получения состава с лучшими свойствами приведет к обратному эффекту. Поэтому не стоит экспериментировать.
Сходство и отличие тосола и антифризов
Официальной классификации охлаждающих жидкостей не существует, поэтому автомобилистами и производителями используется разделение по категориям от концерна Volkswagen – G11, G12 и G13. Для лучшего понимания преимуществ, недостатков и возможной совместимости, рассмотрим жидкости по видам.
Тосол и G11
Антифриз G11 чаще окрашивается в зеленый цвет. Его технические характеристики полностью идентичны с отечественным тосолом. Присадки также работают по одному принципу – образование пленки, предотвращающей коррозию металлических частей и резиновых шлангов. Они также имеют и одинаковые недостатки – защитная пленка уменьшает коэффициент теплоотдачи, в итоге летом двигатель сильнее греется.
Отсюда делаем вывод: тосол и антифриз G11 взаимозаменяемы, однако смешивать их ни в коем случае нельзя.
Соединение составов очень частая ошибка начинающих автолюбителей. От этого происходит вспенивание смеси, потеря свойств, появление нерастворимого осадка. Впоследствии это приводит к закипанию и перегреву двигателя. По регламенту обе ОЖ меняются раз в два года.
Тосол и G12
G12 имеет такой же цвет, как и тосол 65 – красный, они оба состоят из воды и этиленгликоля. На этом сходство закончилось. Присадки в антифризе органические, среди них присутствует карбоновые (карбоксилатные) кислоты.
G12 не образует защитной пленки, благодаря чему улучшается теплоотведение мотора. Это очень важно для современных мощных автомобилей. Любая ржавчина быстро растворяется кислотой. Антифриз меняется раз в 4 года.
Важно! У G11 присадки химические, они не совместимы с органическими. Поэтому смешивать эти антифризы и тосол категорически не рекомендуется.
Данный вид охлаждающей жидкости по характеристикам и сроку службы значительно лучше тосола. Ее можно применять на автомобилях марки ВАЗ.
Тосол и G13
По своим свойствам G13 превосходит все предыдущие типы. В его состав входят:
- пропиленгликоль;
- дистилат;
- гибридные присадки.
Если тосол и антифриз G11 защищает от коррозии, но из-за пленки уменьшает теплопередачу, а G12 не образует защитной пленки, но обеспечивает лучшее охлаждение. То в G13 собраны преимущества всех предыдущих типов ОЖ. Смешивание его с жидкостями классом ниже недопустимо – это приведет к вспениванию, выпадению осадка и потере качеств.
Теперь мы знаем, чем отличаются тосол и антифризы разных типов, давайте сравним их и разберем же лучше.
Что лучше тосол или антифриз
Итак, мы выяснили, что антифриз – это общее название для всех охлаждающих жидкостей. Тосол – советский аналог с идентичным составом основных компонентов. Он относится к минеральным антифризам.
Основное отличие между тосолом и антифризом заключается в составе присадок. Именно от них зависят свойства ОЖ и ее стоимость. Основа же у всех составов одинаковая.
По каким параметрам еще отличает тосол и антифриз:
- антикоррозийные свойства;
- температурный диапазон;
- эксплуатационный срок;
- цвет;
- плотность;
- стабильность;
- теплопередача.
Тосол подходит для использования в автомобилях российского производства, но для иномарки он может оказаться губительным из-за отсутствия защиты алюминиевого двигателя.
Что стабильнее
Антифризы стабильнее тосола поэтому они продлевают срок службы радиатора, гильз цилиндров и водяного насоса благодаря уменьшенной кавитации. Для пластиковых и резиновых деталей обе жидкости абсолютно безвредны.
Из-за содержащихся в тосоле силикатов, со временем он принимает гелеобразную консистенцию, что нарушает его циркуляцию. Наличие фосфатов приводит к выпадению осадка, который забивает патрубки и радиатор, что также препятствует нормальному охлаждению двигателя.
Что быстрее нагревается
Более быстрое нагревание у тосола, это связано с образованием антикоррозийной пленки (толщиной до 0.5 мм), которая мешает теплообмену. Вследствие этого мотор чаще перегревается и быстрее изнашивается. У антифризов она образуется только в местах появления следов коррозии, а толщина ее предельно мала (0.0006 мм), что не препятствует эффективному теплоотведению.
Что больше подходит для зимы
Составы класса G12 и G13 отлично держат низкие температуры, но при покупке следует внимательно изучить этикетку. Некоторые европейские антифризы замерзают уже при температуре в -20 °C. Тосол же марки А-65М подходит даже для работы в арктических условиях.
Сроки эксплуатации
В этом плане тосол сильно уступает, его срок службы составляет 30-50 тысяч км пробега. В то время как у антифриза этот показатель будет 100-250 тысяч км в зависимости от производителя и типов присадок. К тому же антифризы более экологичны.
Что лучше для мотора
Тосол способен обеспечить надежную защиту при температуре до +105 °C, в то время как антифриз сохраняет свои свойства до +135 °C. Следовательно, для двигателей, работающих при высоких температурах и повышенных нагрузках рекомендуется использовать антифриз.
Что означает цвет охлаждающих жидкостей
По цвету жидкости можно определить какая из них больше подходит вашему двигателю. Среди автолюбителей встречается такая классификация:
- синий – недорогая жидкость, с минимальным сроком службы (1-2 года);
- зеленый – среднее качество, работает до 3 лет;
- красный – лучший антифриз, эксплуатационные сроки от 5 лет.
Тосол лучше подходит для большинства автомобилей ВАЗ и других отечественных транспортных средств, особенно если в них установлен чугунный двигатель.
Стоит отметить, что все антифризы и тосол на самом деле полностью прозрачные. В него добавляют краситель, чтобы его не спутали с водой. Также это помогает определить место протечки в системе охлаждения.
Помните, недобросовестные производители часто подкрашивают низкокачественные ОЖ в цвета более дорогих, поэтому всегда смотрите на состав.
Резерв щелочности
Этот показатель присутствует только в тосоле, для него даже был разработан ГОСТ 28084-89. Чем больше цифра, тем выше качество. Эталоном считается показатель 10. В современных антифризах это значение намного ниже, так как в них отсутствуют вещества, влияющие на щелочность.
Что выгоднее по цене
Минимальная стоимость 5 литров тосола порядка 300 рублей, за антифриз G12 придется отдать 800 р, а G13 обойдется покупателю в 1500 р. Но всегда стоит помнить, что при попытке залить более дешевую жидкость, чем того требует техника, некоторые детали авто могут выйти из строя и ремонт их обойдется в кругленькую сумму. Поэтому не стоит сильно экономить на жидкости, которая исправно работает по несколько лет. К тому же, чем выше допуск антифриза (G12++ и G13), тем он более экологичен.
Выбирая жидкость в систему охлаждения ориентируйтесь на рекомендации производителя и состав антифриза, а не на его стоимость. Лучшим будет тот, который был залит в авто на заводе. Для европейских и азиатских автомобилей выбирайте марки G12 и G13, в их составе присутствуют присадки, защищающие алюминиевые детали от коррозии. Для владельцев иномарок вообще не существует вопроса, что им подойдет – только антифриз. Тосол лучший выбор для старых автомобилей и линейки ВАЗов, где не применяется алюминий в элементах силовой установки.
Стоит отметить что промывка системы охлаждения и замена антифриза на более дорогой никак не повлияет на динамику автомобиля и его ходовые качества. Поэтому не стоит заливать охлаждающею жидкость от LIQUI MOLY в старенькую «девятку», вполне достаточно и недорогого тосола. Антифриз работает в большем температурном диапазоне и служит дольше, но и стоимость его в разы выше.
С каким антифризом можно смешивать тосол
Этим интересуются многие автовладельцы. Так как тосол — это тоже антифриз, то правильнее вопрос должен звучать так: можно ли смешивать между собой антифризы разных типов?
Важно помнить! Некоторые виды охлаждающих жидкостей можно смешивать между собой, но делать это стоит только в случае крайней необходимости. Даже если их состав будет полностью идентичен, они могут отличаться присадками. В итоге качество смеси будет очень низким.
От некоторых автомобилистов можно услышать, что смешивать можно охлаждающею жидкость одного цвета. Это неверное мнение, ведь каждый производитель подкрашивает антифриз на свое усмотрение. Поэтому ориентироваться нужно не по цвету, а по классу и составу.
Важно! Ни в коем случае не смешивайте синтетические и минеральные жидкости. Это может привести к образованию гелеобразной массы или выпадению осадка.
При необходимости в тосол можно доливать антифризы G11 и G12. охлаждающею жидкость типа G11 можно также смешивать с G12, но только если они от одного производителя.
G12++, G13 и G13+ категорически запрещается добавлять в G11, G12 и тосол. В составе образуется осадок и авто придется сдать в ремонт ввиду серьезной поломки.
Помните! Ездить со смесью разных антифризов долго нельзя. Как только появится возможность слейте ее, промойте систему и залейте свежую ОЖ.
Совет. Если вы не помните какую именно жидкость заливали в систему и сомневаетесь в том, что нужно долить, лучше замените антифриз полностью на тот, который рекомендован автопроизводителем.
Можно ли добавлять воду в охлаждающею жидкость?
Это тоже довольно популярный вопрос. Ответа на него следующий: в случае крайней необходимости дистиллированную воду доливать можно, ведь она и так присутствует в составе антифриза. Но делается это только летом и лишь в экстренных ситуациях. Как только появится возможность, найдите автомагазин и замените жидкость полностью.
Иногда можно услышать, что вода из антифриза постепенно испаряется и он становится более концентрированным, поэтому ее нужно периодически добавлять. Это отчасти верно, но процент испарений настолько низок, что никак не сказывается на свойствах. А вот при добавлении воды в зимний период, можно столкнуться с тем, что ОЖ замерзнет. Как следствие лопнувший расширительный бачок или патрубок.
Как купить качественную охлаждающую жидкость
Совершайте покупку всегда в одном, проверенном вами лично месте. Так вы минимизируете риск попасть на подделку. Никогда не слушайте знакомых, которые «могут показать, где есть самый дешевый антифриз».
При покупке обращайте внимание на канистру – емкость не должна быть прозрачной. Важно чтобы этикетка была приклеена ровно и содержала информацию о допусках, товарный знак, наименование бренда, с какими автопроизводителями сотрудничает.
Если вы обнаружили дефекты емкости или подтеки, покупать этот продукт не стоит. Раз уж изготовитель экономит на упаковке, то о каком качестве ОЖ можно говорить.
Помните, на этикетке оригинального товара не должно быть надписей подобного плана: «Разработан в соответствии с требованиями автопроизводителей…» и далее идет перечисление различных марок авто, либо «…соответствует международным стандартам…», «рекомендовано для…» и т.п. Это делается недобросовестными изготовителями с расчетом на наивного покупателя, который увидев марку своего авто на емкости, купит продукцию не задумываясь.
На этикетке должны указываться допуски, если таковые есть. Все остальное – чушь. Только в ходе испытаний тот или иной производитель может выдать допуск на использование антифриза для своих автомобилей, внести его в техпаспорт и официальный список. Все испытания оплачивает изготовитель охлаждающей жидкости.
Не верьте продавцу, который расхваливает так называемую смачиваемость антифриза. Такая особенность составов никакого влияния на работу системы охлаждения не оказывает. Ни в одной из спецификаций об этом не говорится. Смачиваемость не измеряется.
Качество антифриза можно легко проверить в домашних условиях:
- Первый способ. Необходимо капнуть ОЖ на лакмусовую бумагу. Тест определяет кислотно-щелочной баланс. Если лакмус принял зеленый цвет, значит все нормально, антифриз хороший. Пятно синего или фиолетового цвета, говорит о повышенной щелочности, а розовый – на высокую кислотность. В любом из этих случаев продукцию можно вернуть продавцу, показав результат испытаний.
- Второй способ проверки. Суррогатную продукцию чаще делают на основе кислот. Отличить оригинал от подделки поможет обычная пищевая сода. Налейте в крышку немного антифриза из емкости и насыпьте в нее соду. Если сильной реакции нет, значит все хорошо. При появлении большого количества пены сдайте ОЖ в магазин.
Если товар качественный и подходит под ваше авто, то даже недорогой «ТОСОЛ» легко справится с охлаждением двигателя. Главное уметь определить хорошего производителя.
Подведем итог
Если у вас есть возможность, то даже для недорогого авто предпочтительнее покупать антифриз класса от G12 и выше. При этом тосол стоит в несколько раз дешевле. Здесь каждый задумается об экономии и в случае стареньких машин есть смысл приобрести тосол. Но если у вас новый автомобиль с мощным двигателем, то такая экономия обойдется очень дорого после поломки системы охлаждения или ДВС из-за перегрева.
Антифриз работает при более высоких температурах, тосол разлагается уже при +105 °C. В итоге выпадает осадок, засоряются датчики и патрубки, а это ведет к перебоям в работе систем управления силовой установкой.
В состав антифриза входит пакет присадок, который лучше защищает металл от коррозии и резину от агрессивного воздействия кислот. Благодаря чему увеличивается срок службы радиатора и водяного насоса.
Антифризы дают меньше осадка. Соответственно система не забивается и ее реже нужно мыть. Применение ОЖ, не соответствующей требованиям автопроизводителя снимает гарантию с транспортного средства. Если использовать тосол или антифриз класса ниже, чем указано в техпаспорте к авто, вам откажут в гарантийном обслуживании.
Большинство отечественных машин рассчитаны на работу с тосолом, поэтому его разрушающее действие на них незаметно. Но такие автомобили требуют частого обслуживания.
Выбирая что лучше купить тосол или антифриз, в первую очередь посмотрите на рекомендации производителя в техпаспорте. Покупайте охлаждающею жидкость только проверенных брендов в фирменных магазинах, так вы исключите риск приобрести подделку.
И напоследок: раньше цвет охлаждающей жидкости указывал на металл радиатора к которому он подходит. Зеленый – для алюминиевых, а красный – медных и латунных систем. Сегодня оттенок может не соответствовать, поэтому выбирайте антифриз по составу.