Все марки

Профилактика неисправностей автомобильного генератора

Профилактика неисправностей автомобильного генератора

Многие знают о том, что генератор в любом автомобиле – это единственный источник электрической энергии.

Профилактика неисправностей автомобильного генератора
Профилактика неисправностей автомобильного генератора

При его отказе произойдет следующее: на приборной панели загорится индикатор зарядки, если автомобиль оснащен бортовой информационной системой, на дисплее появится оповещение о неисправности, а напряжение в бортовой сети упадет ниже 13,5 вольт.

Если продолжить движение на автомобиле, то двигатель будет работать до тех пор, пока энергии аккумулятора еще будет достаточно для питания системы зажигания, топливного насоса и электронной системы управления бензиновым и системой подачи топлива в дизельном двигателе.

Если автомобиль оснащен интеллектуальной системой управления электропитанием, по мере разряда аккумуляторной батареи она будет отключать блоки, отвечающие за комфорт, информирование и помощь в управлении, после чего при достижении критического порога разряда АКБ, примерно 11,5 В, система перестанет функционировать и отключит двигатель.

Признаки неисправности автогенератора

Подобная ситуация мягко говоря, не совсем приемлема в процессе движения автомобиля или в зимнее время. О том, как избежать подобной ситуации и свести возникновение неисправности генератора к минимуму и пойдет речь в дальше…

Устройство и принцип работы генератора

Для того, чтобы понимать, что такое генератор, необходимо иметь представление о его устройстве и принципе работы. Любой автомобиль (да и не только) оснащен устройством для подзарядки аккумуляторной батареи и поддержания работоспособности электронных вспомогательных систем и устройств любого четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Другими словами, именно генератор обеспечивает электрической энергией двигатель и другие системы автомобиля во время его работы.

Устройство генератора

Сам генератор представляет собой электромеханический прибор, заключенный в корпус из алюминиевого сплава. Современный генератор вырабатывает переменный ток, при помощи вращения обмотки ротора вокруг обмоток статора и включает в себя несколько электронных блоков. Впоследствии, ток преобразуется в постоянный при помощи выпрямительного блока, конструктивно расположенного в корпусе генератора.
И также любой современный генератор оснащен устройством регулировки напряжения, которое также конструктивно объединено с щетками ротора.

Для чего это нужно?

Дело в том, что автомобильная электросеть и все потребители электрической энергии рассчитаны на постоянное напряжение номиналом 12 В. При этом, генератор способен вырабатывать переменное напряжение свыше 100В, т.е. почти в десять раз выше номинального. К тому же, переменный ток не подходит для питания электронных блоков и систем автомобиля.
Для преобразования переменного тока в постоянный, служат полупроводниковые диоды, пропускающие ток только в одном направлении. После преобразования переменного напряжения в постоянное, его необходимо стабилизировать. Дело в том, что напряжение, производимое генератором, напрямую зависит от оборотов двигателя: оно повышается при повышении оборотов и падает при понижении.

Теоретически, при нажатии на педаль и раскрутке двигателя до высоких оборотов, генератор может выдать в бортовую сеть постоянное напряжение до 80 Вольт. Это неминуемо приведет к выходу из строя всех электронных блоков и закипанию электролита в аккумуляторной батарее.

Для того, чтобы напряжении в бортовой сети автомобиля было стабильным без скачков и провалов, в устройство генератора включен регулятор – электронное устройство, отвечающее за стабилизацию напряжение в пределах 13,5 – 14,5 В.

Генератор в разрезе

Современный регулятор представляет собой электронный ключ, который в зависимости от напряжения подключает и отключает ротор генератора, в результате чего в бортовой сети напряжение меняется в допустимых пределах.

Еще одна немаловажная деталь генератора – это конденсатор. Он предназначен для гашения импульсных помех радиовещанию. Главный симптом его неисправности – появление посторонних шумов: тресков, писка или завывания в динамиках мультимедийной системы при работающем двигателе.

Как уже было сказано выше, корпус генератора состоит из легкого и прочного алюминиевого сплава. Конструктивно, корпус имеет отверстия и ребра для лучшего охлаждения. Кроме того, генератор имеет шкив для ременного привода, на котором внутри корпуса или снаружи расположена крыльчатка для создания потока охлаждающего воздуха, что играет немаловажную роль в его работе.

Поскольку, генератор является электронным устройством, его конструкция содержит несколько электрических выводов и разъемов.

Главный силовой провод имеет винтовое соединение и должен быть защищен от грязи и влаги пластиковым или резиновым колпачком.
Второй контакт предназначен для индикации контроля зарядки на приборной панели.

Система индикации работает достаточно просто: при включении зажигании и подаче напряжения на обмотку возбуждения генератора загорается индикаторная лампочка. При пуске двигателя и вращении генератора лампочка индикации гаснет.
В современных автомобилях на генераторе имеются и другие контакты, предназначенные для индикации напряжения, подачи сигналов о величине напряжения, температуре и оборотах в электронный блок управления двигателем. Все контакты должны быть надежно защищены от влаги, а провода – защищены от перетирания изоляции и попадания во вращающиеся узлы.

ЕЩЁ

Профилактика неисправностей автогенератора

Теперь поговорим о профилактике.
Поскольку, автомобильный генератор – это сложное электромеханическое устройство, то необходимо следить за исправностью как его электронных, так и механических элементов. Любой генератор имеет механический ременный привод, который периодически следует проверять.

Замер напряжения на клеммах
Профилактика неисправностей автомобильного генератора

В перечень проверки входит состояние самого ремня, величина его натяжения и состояние приводных шкивов.

Состояние ремня проверяется следующим образом: на остановленном двигателе осматривается ремень и проверяется его натяжение в соответствии с техническими данными. Если ремень сильно изношен, имеет трещины, надрывы, ожоги, отслоения корда, его необходимо заменить. Если ремень замаслен или на нем технические жидкости, то необходимо устранить причину их утечки.
Параллельно с этим, необходимо проверить натяжение ремня, состояние шкивов и натяжных роликов.

— Запустите двигатель. Со стороны привода генератора не должно быть никаких свистов, визга, стука и шороха. Если посторонние шумы исходят не от ремня, а от генератора, проверьте его подшипники. Для этого на остановленном двигателе снимите приводной ремень и резко покрутите вал генератора. При наличии шума, необходимо заменить подшипник.
И также следует проверить его люфт: взять шкив рукой и попытаться покачать вал генератора из стороны в сторону. Если вал слегка «играет», необходимо срочная замена подшипников.

Электрическую часть можно проверить следующим образом.
— Запустите двигатель и проверьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи с помощью тестера, вольтметра или цифрового мультиметра. Напряжение при работающем двигателе должно находится в пределах 13,5 – 14,8 В. Включите мощные электропотребители: фары и вентилятор отопителя (печку). Просадка напряжения должна быть не ниже 13,5 В.

Ни в коем случае не отсоединяйте аккумуляторную батарею для проверки работоспособности генератора! Это чревато выходом из строя электронного блока управления двигателем.

Как продлить жизнь генератору

Профилактика неисправностей автомобильного генератора

Для того, чтобы максимально продлить жизнь генератору, нужно выполнять несколько простых условий…

  1. Первое и главное условие – это исправная аккумуляторная батарея. Если АКБ неисправна, быстро разряжается, имеет замкнутые банки, осыпанные пластины или низкое качество электролита, нагрузка на генератор возрастает в несколько десятков раз. В результате чего изнашиваются и выходят из строя как электрические, так и механические части генератора.
    — Исправная аккумуляторная батарея – залог исправности генератора.
  2. Второй враг генератора – это влага и грязь. Периодически следует осматривать генератор и его электрические соединения на предмет попадания влаги, грязи и пыли. Особенно это касается владельцев внедорожников и тех, кому часто приходится ездить по бездорожью, преодолевать речные броды или глубокие лужи. После таких поездок нелишне будет продувать сжатым воздухом все элементы генератора, а при сильном загрязнении – мыть.
    Для этого сначала обязательно следует снять клеммы с аккумулятора, затем тщательно промыть генератор от грязи струей воды с применением моющих средств или без них. После чего устройство следует тщательно просушить при помощи сжатого воздуха, а затем надеть клеммы.
  3. Нелишне будет следить за смазкой опорных подшипников вала ротора. Для этого, раз в год желательно снимать генератор и осуществлять профилактический осмотр состояния контактов, щеток и колец ротора, а также диодного моста, проверять омметром все обмотки на предмет замыкания на массу.
    В некоторых моделях автомобилей, например Ford и Mazda, угольная пыль со щеток регулятора напряжения накапливается на пластиковом защитном колпачке. В результате чего, контактные кольца ротора быстро изнашиваются, пропадает зарядка и генератор выходит из строя. В качестве профилактики обязательно следует продувать сжатым воздухом его тыльную сторону.
  4. Еще один враг генератора (и не только его) – это «прикуривание». Очень часто, при разряженном аккумуляторе многие владельцы автомобиля пытаются запустить двигатель от бортовой сети другого автомобиля. Результатом такого неосторожного запуска может быть сгоревший генератор как на автомобиле-доноре, так и на автомобиле-акцепторе.
    В момент пуска двигателя, генератор автомобиля-донора работает на пределе возможностей, а при запуске происходит мощный бросок электрической энергии от запущенного двигателя. Поэтому, после успешного запуска, необходимо отсоединить клеммы от автомобилей как можно быстрее, избегая случайного замыкания.
  5. И также не рекомендуется перегружать генератор включением дополнительных мощных потребителей электроэнергии, таких как прожекторы, холодильники, преобразователи напряжения и пр. Нельзя одновременно включать несколько мощных потребителей, либо надо установить более мощный генератор.
Профилактика неисправностей автомобильного генератора - фото
Профилактика неисправностей автомобильного генератора

* * *

Выполняя эти несложные условия, можно не только значительно продлить жизнь автомобильному генератору, но главное – избежать его неожиданных поломок.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии