Все марки

Профилактика неисправностей стартера

Профилактика неисправностей стартера

Любому двигателю внутреннего сгорания, дизельному или бензиновому необходимо пусковое устройство – стартер. В подавляющем большинстве грузовых и легковых автомобилях запуск двигателя осуществляется при помощи электростартера – отдельного устройства, служащего для пуска двигателя.

По своей конструкции, стартер – это достаточно миниатюрный, но мощный электродвигатель, в нужный момент проворачивающий маховик со скоростью, достаточной для начала устойчивой его работы.

Профилактика неисправностей стартера
Профилактика неисправностей стартера

В современных (и не очень современных) автомобилях стартер представляет собой отдельный комбинированный блок, крепящийся к задней части двигателя ближе к маховику и конструктивно объединяющий электродвигатель, втягивающее реле, обгонную муфту, а в некоторых моделях и планетарный механизм, служащий для увеличения крутящего момента.

Как работает стартер?

— Для того, чтобы запустить двигатель, необходимо раскрутить его коленчатый вал до 350 – 550 оборотов в минуту. Для этого и служит электростартер. Он является самым мощным потребителем электрической энергии, поэтому на его питание идут самые мощные силовые провода. Ведь при вращении стартер потребляет ток до 1 000 ампер и выше. Такой ток может обеспечить лишь полностью заряженная справная аккумуляторная батарея. Поэтому, в некоторых случаях отказа стартера виновником является неисправная или разряженная аккумуляторная батарея.

Генератор и аккумуляторная батарея. Автомобильные источники электроэнергии

Сама конструкция стартера представляет собой прочный и герметичный корпус, в котором объединены несколько механизмов. Работа стартера начинается со срабатывания втягивающего реле, имеющего достаточно сложный механизм действия. На корпусе втягивающего реле имеется два силовых и один (или два) управляющих контакта. Как только вы поворачиваете ключ зажигания в положение «start» или нажимаете кнопку системы «start-stop», на управляющем контакте втягивающего реле появляется напряжение и срабатывает основная обмотка втягивающего реле. Рабочий стержень реле втягиваясь в обмотку, одновременно подводит в зацепление ведущую шестерню с зубчатым венцом маховика и замыкает силовые контакты стартера.

Как работает стартер

В результате, ротор стартера начинает вращать маховик двигателя, а обмотка втягивающего реле наполовину замыкается и переходит в режим удержания. После запуска двигателя маховик начинает вращаться быстрее, и чтобы не вывести стартер из строя, срабатывает механизм обгонной муфты – бендикс, который механически отключает ведущую шестерню от ротора стартера. После запуска двигателя возвратная пружина возвращает ключ в положение «Ign. On». При этом напряжение на управляющем контакте втягивающего реле исчезает, его сердечник возвращается в исходное положение, отключая стартер и выводя шестерню с обгонной муфтой из зацепления с маховиком.

Рассказывая о неисправностях системы пуска, следует условно разделить все неисправности на электрические и механические. К наиболее часто возникающим механическим неисправностям относятся заклинивание обгонной муфты на валу ротора стартера или её недостаточное включение. Симптомом этого является характерный скрежет при попытке пуска двигателя.

Другая наиболее распространенная неисправность – это тугой ход или заклинивание сердечника втягивающего реле.

К самым распространенным электрическим неисправностям стартера относят окисление клемм аккумуляторной батареи, массы двигателя, силовых и управляющих контактов, износ щеток, короткое замыкание обмотки ротора или статора.

Устранение большинства из описанных неисправностей вполне по силам даже начинающему автомобилисту. Необходимо лишь зачистить от окислов все необходимые контакты и смазать их специальным составом.

Большинство неисправностей стартера появляются в результате неправильного обращения при пуске двигателя.

Особенно часто стартеры выходят из строя с наступлением холодов. Дело в том, что при понижении температуры густеет масло, сужаются зазоры и в результате усилие, необходимое для прокрутки двигателя значительно возрастает. Эти условия и являются приговором для изношенного электромеханического агрегата. Изношенный стартер с «подпаленной» обмоткой в суровых зимних условиях окончательно выходит из строя.

Что же делать для того, чтобы не стать заложником внезапного отказа стартера?

— Для этого необходимо знать базовые принципы его работы, которые описаны выше.

Устройство стартера

Дело в том, что стартер, являясь электродвигателем и потребляя ток свыше одного килоампера, испытывает значительные тепловые и механические нагрузки. Тепловая нагрузка настолько велика, что при продолжительной работе выгорает изоляция обмоток ротора статора и стираются контактные щетки.

В результате, его работоспособность снижается, стартер ощутимо теряет мощность и для того, чтобы запустить двигатель, приходится крутить его изношенным стартером еще больше времени. В таком режиме работы стартер быстро сдается и выходит из строя. Очень часто при длительной прокрутке двигателя стартером выходит из строя и втягивающее реле, когда выгорают силовые контакты.

Основная профилактика поломок стартера заключается в его эксплуатации в щадящем режиме. Зная о том, что агрегат испытывает большие механические и температурные нагрузки, его следует включать не более, чем на 10 секунд. Если двигатель за это время не запустился, необходимо искать и устранять неисправность, обуславливающую затрудненный пуск.

Поэтому, к профилактике неисправностей стартера следует отнести и устранение неисправности системы пуска и холостого хода, например, чистку дроссельного узла, чистку или замену клапана холостого хода, системы впрыска, подачи топлива, своевременная система проводов, катушек и свечей зажигания, устранения подсоса воздуха во впускной коллектор и пр.

ЕЩЁ
Модельный ряд GAC в России

Косвенно на исправное состояние стартера существенно влияет и состояние двигателя и исправность его систем.

И также между двумя – тремя попытками пуска двигателя, стартеру следует давать перерыв 3 – 5 минут для полного охлаждения его корпуса и механизмов. Если этого не делать, в скором времени он выйдет из строя.

Помимо времени пуска, поддержания исправного состояния двигателя к профилактике неисправностей стартера следует отнести и поддержание состояния проводки, чистку корпуса, клемм и контактов. Если клеммы и контакты неплотно затянуты, это также может привести к неисправности стартера. Поэтому все соединения и контакты должны быть затянуты рекомендуемым моментом.

Корпус стартера не должен быть загрязнен и замаслен, так как сильно ухудшается его охлаждение. Помните, что силовой контакт стартера напрямую соединен с плюсовой клеммой аккумулятора, поэтому его загрязнение, окисление чревато утечкой тока и разрядкой аккумуляторной батареи.

Профилактика неисправностей стартера - фото

Особенно внимательно следует отнестись к осмотру силового провода. На нем также не должно быть грязи и повреждений, а сам провод не должен быть пережат между деталями двигателя, поскольку это чревато коротким замыканием и возгоранием.

В состоянии покоя не должно быть никакой утечки тока. Если после непродолжительной стоянки аккумуляторная батарея сильно разряжается, тогда необходим поиск и устранения утечки тока.

Любые электрические соединения следует проверять не реже одного раза в сезон. Выполняя эти несложные условия, вы избавите себя от внезапного отказа стартера и массы хлопот, связанных с этой поломкой.

Эволюция систем зажигания авто


Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии