Процедура замены цепи ГРМ ЗМЗ-406 Волга ГАЗ-31105 (+видео)
Мечта наших отцов и дедов – Волга. Недавно нас посетил мой старый друг на своей любимице ГАЗ 31105. Появившейся посторонний шум со стороны привода ГРМ, а также увеличенный расход и плохая приемистость, приговаривает цепи газораспределительного механизма. Итак, ГАЗ 31105, двигатель 406 – замена цепи ГРМ.
Оговоримся сразу, что нам понадобится: масло в двигатель с фильтром и прокладка поддона картера, лучше, что бы она была пробковая, герметик высокотемпературный, серый 999 фирмы ABRO, керосин и щетка по металлу, для промывке деталей. Чистый двигатель я видел только у новой Волге. Не зря говорят: «Если у Волге не течет масло, значит его нет». Еще набор ключей и головок с усиленной на 36, шестигранник на 6, много ветоши, растворимый кофе и несколько бутербродов с колбасой. А так же терпение и огромное желание провести данную процедуру самостоятельно, поскольку очень велик соблазн поручить это кому ни будь другому. Прочитав статью до конца, вы поймете почему.
Самое главное, это комплект для ремонта привода газораспределения двигателей ЗМЗ-405,406,409 полный – это его официальное название. В него обязательно должны входить следующие ингредиенты:
- Два натяжителя цепи.
- Два гидронатяжителя цепи.
- Две цепи привода, малая и большая. Для ЗМЗ-406 70 и 90 звеньев, для ЗМЗ-405 72 и 92 звена.
- Три успокоителя цепи.
- Прокладки крышки цепи верхней и нижней, помпы и крышки гидронатяжителя, а так же две шумоизоляционных.
- Звездочки коленчатого и распределительного валов, промежуточного вала ведущая и ведомая с фиксирующей пластиной.
Выглядит он так.
А вот и сам пациент.
Под капотом действительно двигатель ЗМЗ-406.
Содержание
ToggleЗакончили осмотр, приступаем к силовым упражнениям
Для начала снимаем защиту двигателя и брызговик. Сливаем антифриз и масло из двигателя. Снимаем верхний патрубок радиатора.
Отсоединяем все мешающие патрубки.
Убираем в сторону жгут проводов. Запоминаем или зарисовываем расположение разъемов на катушках зажигания.
Головкой на 12 отворачиваем восемь болтов по кругу держащих клапанную крышку и снимаем последнею.
Пока натянут сервисный ремень, ослабляем три болта на 10 шкива помпы.
Ослабляем болт на 13, натяжного ролика и откручивая болт на 10 ослабляем натяжение ремня вспомогательных агрегатов.
Снимаем сервисный ремень, ролик и шкив насоса охлаждающей жидкости.
Отворачиваем четыре винта верхней крышки ГРМ и снимаем последнею.
Снимаем генератор вмести с треугольной пластиной.
Откручиваем болт на 10 датчика положения коленвала.
Убираем датчик в сторону, что бы не мешал.
Головкой на 36 за болт шкива проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелки до момента, когда метки на распределительных валах будут указывать на верхнею мертвую точку.
Метка на распредвале впускных клапанов должна оказаться на уровне верхней кромки головки блока цилиндров.
Аналогично для распредвала выпускных клапанов.
Откручиваем болт шкива коленчатого вала, предварительно застопорив коленвал. Для этого, помощник в салоне включает пятую передачу и изо всех сил жмет на тормоз, а мы в это время легким движением руки с использованием метровой трубы и головки на 36 отворачиваем болт. Снимаем шкив коленвала, придется помучится, поскольку сидит на валу он плотно.
Ослабляем хомуты патрубков помпы.
Шестигранником на 6 откручиваем четыре винта с передней стороны помпы и ключом на 12 один с задней стороны и снимаем насос охлаждающей жидкости.
Откручиваем два болта крышки верхнего гидронатяжителя. Поскольку натяжитель в разряженном состояние он будет давить на крышку, придерживаем ее что бы не выскочила.
Снимаем крышку и сам гидронатяжитель.
Аналогично и нижнем.
Откручиваем шесть болтов на 14 усилителя и снимаем его. Под ним спрятались гайки крепления масленого поддона.
Шестигранником откручиваем оставшиеся винты передней крышки ГРМ (5 штук), а так же все что держит масленый поддон (11 винтов и 4 гайки).
Поддон опускается вниз примерно на два сантиметра, дальше не дает балка. Но это хватает что бы вытащить старую прокладку и вспоминая добрыми словами инженеров из Горькова отчистить прилегающие поверхности перед установкой новой прокладки.
Вот такая страшная картина предстает перед нашим взором.
Теперь снимаем нижнею крышку ГРМ.
Шестигранником откручиваем винты верхнего успокоителя и снимаем его.
Аналогично со вторым. Снимется он вместе с цепью.
На распределительных валах есть специальный квадрат под ключ на 30, для того что бы можно было держать валы при откручивании болта звездочки. Ключом на 30 держим валы и на 17 откручиваем звездочки распредвалов.
Снимаем звездочки распределительных валов и цепь с успокоителем.
Шестигранником отворачиваем крепление натяжителя цепи и снимаем его. Аналогично с нижнем.
Отгибаем края стопорной пластины и ключом на 12 отворачиваем болты крепления звездочки промежуточного вала. Снимаем ее вместе с цепью. После чего шестигранником откручиваем два болта нижнего успокоителя и снимаем его.
Снимаем стопорное кольцо и звездочку коленчатого вала. На фото кольцо немного сдвинуто для наглядности.
Для этого лучше всего подойдет двулапый съемник.
А вот и секрет почему мы меняем комплектом. Если посмотреть на звездочки сразу видно разницу, так что старая цепь не подойдет под новые звезды и наоборот.
Теперь, когда все что нам мешало демонтировано можно отмыть все снятые детали и блок цилиндров, хотя бы спереди.
Начинаем сборку
Одеваем новую звездочку коленвала и сразу выставляем метку.
Затем прикручиваем нижней успокоитель, натяжитель и ставим новую цепь.
Ставим звездочку промежуточного вала, выставляем метку. Загибаем края стопорной пластины. Одеваем на нее цепь и смазываем все новым моторным маслом. Правая ветвь цепи должна быть натянута.
Проверяем еще раз совпадение меток.
Одеваем верхнею цепь на звездочку промежуточного вала и ставим успокоитель. Все смазываем чистым маслом.
Ставим натяжитель.
Звездочку распредвала выпускных клапанов, так что бы правая ветвь была натянута, и метка на звездочки была на уровне верхней кромки головки блока цилиндров. Так же со вторым распределительным валом.
Ставим гидронатяжитель и прикручиваем крышку. Откручиваем заглушку и резко нажав на гидронатяжитель отверткой добиваемся того что бы он разрядился. Разрядившись он вытолкнет отвертку, и натянет цепь.
Ставим верхний успокоитель и еще раз проверяем все метки.
Аккуратно ставим переднею крышку, предварительно смазав герметикам прокладки и все прилегающие плоскости. Поставить крышку не просто так как нужно держать натяжитель и следить за тем что бы не сбились метки. Проворачиваем коленчатый вал два оборота и, если клапана не встретились с поршнями и все метки встали на место ставим все остальное в порядке обратном снятию. Заливаем масло, антифриз и заводим двигатель.
Видео установки и проверки меток ГРМ ЗМЗ-406
Хорошее видео показано много интересных моментов.
Удачи на дорогах. Ни гвоздя, ни жезла.
спасибо автору
Пожалуйста.
Молодчина всё как на сервисе и даже лучше.Сам знаешь какую деталь поставил.было у меня как то заехал хабаровской что Москве газельке ГРМ поменять так он закал мне новое и желательно ориг.я так и сделал взял дорогой комплект ГРМ но увы через 3 дня шумы
Вот только про метки на новой цепи надо сверлить дырочки. Так точно не установить линейка слишком большую разницу показывает
Ну здесь мы с зажиганием не парились, поскольку двигатель инжекторный. Единственное, что после сборки машина начала гонять как сумасшедшая ну и соответственно расход подрос. Пришлось в мозгах немного убрать время впрыска и все вернулась к родным параметрам.
если метки на месте-цепь не растянута.или это определяется по другому?
Цепь считается растянутой когда автоматические натяжители не способны поддерживать оптимальное натяжение, то есть цепь будет болтаться от простого нажатия пальцем (это главный параметр), появится посторонний металлический звук, ну и метки соответственно немного съедут.
а стучать может???
Не то что может, а обязательно будет.
Из- за avto GRM плохо видно
К сожалению это необходимость, в противном случае всякие ушлые ….. копируют статьи и выдают их за свои, были прецеденты. Напишите какое фото вас интересует выложу покрупнее.
давай спишемся. есть вопросы
А можно у вас цепь поменять?
Можно, если вы из Волгоградской области.
Приветствую вас. Познавательно. Спасибо. Вопрос такой : зачем ставить метку на промежуточном вале который крутит чисто масло насос? Если на пром вале метка не совпадает зажигание сбито получается?
Здравствуйте. Простое правило, если есть метка то её поставили неспроста.
вы можете показать видео я не могу найти видео по разбору цепи на 406 двигатель
посмотрите на ютубе, там этого навалом
Доброго времени, сделал все по представленному материалу, несколько раз проверял метки, все собрал, стало – “пердеть”. Машина Соболь змз 406 карб.
Здравствуйте. Попробуйте настроить карбюратор и зажигание.
Здравствуйте. Проблему решил; оказалось впускной коллектор набрал в себя конденсат, из-за того что машина пару дней стояла в разобранном виде на улице под небольшими осадками. Спасибо за пособие, для себя сэкономил 6тыс.руб., правда с некоторых прокладок теперь подкапывает масло, зато ходовой процесс значительно улучшился!
Как говорится если из Волги масло не течет, значит его там нет.))
Спасибо автору. Все понятно и ясно.
Спасибо огромное! Всё по полочкам.
Спасибо автору!
Здравствуйте. Менял прокладку ГБЦ, при сборке метки выставил. При первой заводке все четко, тут же пробую еще пару раз все норм. На следующий день завелась нормально, но появилась проблема, когда глушу и снова завожу через раз заводится с ощущение и со звуком как-будто вал с трудом проворачивается.Но заводилась. На третье утро появился шум верх,может и сред успокоителя, когда прогреется пропадает. Проблема с заводкой так и осталась. Подскажите,что не так.
Здравствуйте, диагноз в чате поставить очень сложно, вариантов много. Съездите в любой сервис на диагностику, 500 рублей и вам все найдут.
скорее всего цепь перепрыгнула
Я уж всех сервисеров и мотористов обошел, плечиками пожимают. А как может влиять несоответствие метки промвала на работу маслонасоса и может ли это влиять на заедания?
Несоответствие меток на работу мысленного насоса не влияет. А почему вы думаете что заедание при запуске это не правильная сборка, может плохой аккумулятор или неисправность стартера, стерлись щетки или перекосило якорь? А стук при прогреве может быть из-за бракованного натяжителя, ну или забитого мысленного канала. Я же говорю: вариантов много. Есть и самый страшный вариант, после перегрева пробило прокладку, вы её поменяли но ГБЦ не шлифовали и теперь из-за неровности начинает пробивать из одного цилиндра в другой например.
Сегодня заменил натяжитель, толку ноль.По поводу пробития не вариант, отчетливый шум в передней крышке,какой-то постукивающий и при прогреве не пропадает.
Ну тогда снова разбираем и смотрим на цепь и шестерни, как говорится вскрытие покажет. Может что-то не закрутили, или что-то обломилось.
Если две цепи порвало как зажигание выставить???
Здравствуйте.двигатель 405 евро 2 недавно поменял цепь, двигатель на бензине заводится набирает 1200-1400 оборотов и глохнет, на газе до 2000 оборотов его колбасит, спросил мастера на сервисе,тот сказал что скорее всего я ошибся на 1 зуб на впускном вале, перекинул цепь на 1 зуб почти ничего не поменялось, теперь на бензине набирает 1600-1800 оборотов и так же глохнет, на газе так же колбасит, в чём может быть причина?
ещё в магазине когда брал цепь мне дали от 405 евро 3, продавец сказал что они одинаковые может быть проблема в этом?
Здравствуйте. Евро 2 и Евро 3 отличаются только системами управления двигателем, поэтому цепи и вся механика двигателя одинакова. Сделайте компьютерную диагностику она покажет всё. Может быть и подсос воздуха или действительно неправильно установлены фазы ГРМ, всё это легко проверяется осцилографом.
Если поставить систему впрыска инжектор,вместо карба,будет больше мощи в двигатели,как думаете?спасибо.
Здравствуйте Рустам. Инжектор конечно поможет добавить прыти в 406 мотор, но есть несколько проблем, во первых цена вопроса, а во вторых что бы добиться максимума его надо обязательно прошить. Вы готовы потратить столько денег?
Забыл написать,Газель 406 матор
Здравствуйте, сегодня поменял полностью ГРМ, в автосервисе после запуска двигателя слышался легкий шелест в передней крышке, сказали протирается что то. Пока доехал до дома звуки стали сильнее, спросил у знакомых говорят зажат натяжитель. Так в чем все таки причина, подскажите. Мотор 405 евро 2
Здравствуйте Александр. Может это быть и натяжитель, а может что то не затянули или забыли прикрутить, это не важно. Гоните машину обратно в сервис где производили ремонт и пусть они устраняют свой косяк за свои деньги.
Добрый день,можно ли поменять нижний успокоитель не снимая цепей?сказали дело в нем,гремит при холодной запуске и при сбросе оборотов,цепи натянуты.спасибо
Здравствуйте Борис! Без снятия цепи нижний успокоитель поменять нельзя. Поэтому меняйте их все сразу, что бы потом опять не разбирать.
здравствуйте , почитал и стал побаиваться движок пошел 310000 тыс пока ничего не гремит , при заводке слехка перекат есть потом стихает, по публикациям цепь меняют через 150000 с чем это связано и как ждать пока заклацкает или все же покупать рем комплект и менять, машина на газу и еще на фото ролик натяжной показан другой у меня когда прокладку головки менял стоит монолитный металический
Добрый день, очень хорошо все описано, но когда я снял крышку головки, свечи и выставил первый цилиндр в верхнее положение, то я встал в ступор мои метки смотрели друг на друга в центре. Подскажите что дальше делать?
Здравствуйте Арсен. Проверните коленвал на один оборот и все метки встанут на свои места, так как за два оборота коленвала распредвалы делают один оборот.
Спасибо большое за совет, я тоже разобрался!!!
Остановился на помпе, все шестигранники согнул, как будто из пластилина, завтра поеду брать хороший!!!
Добрый вечер nikbelou снял цепи, но у меня почему то 92 звена и 72 звена, такое может быть? (хорошо что сразу не купил ремкомплект)!!!
Или в прошлый ремонт не правильно поставили, такое может быть??? Я брал машину б/у и у неё изначально на холостых движок дергался, проехал 100000 появился звон, решил поменять цепь. двигатель 406 как у пациента выше.
Вполне вероятно что при прошлой замене ошиблись. Для ЗМЗ-406 70 и 90 звеньев, для ЗМЗ-405 72 и 92 звена.
Не подскажешь, чем отличается 406-й от 405-го, спасибо заранее
Я просто все еще сомневаюсь!!! Не знаю что покупать!!!
Проделана большая работа, спасибо, очень помог.
добрый вечер, мотор 405 е3 метка коленвала совпадает когда поршень 1 цилиндра покидает вмт это нормально?
Напишите почту, отвечу, а то здесь долго можно общаться.
подскажите пожалуйста между звздочкой коленвала и распорной шайбой должно ли быть пластмасовое кольцо? а то я когда разбирал у меня посыпальсь какието пластиковые остатки
Нет, пластиковых прокладок и колец там нет.
Здравствуйте, скажите пожалуйста может ли порвать цепь из низкого давления масла? ( не много раскажу предисторию) пропало давление, я погрешил на датчик давления так как аварийная лампочка не горит ( хотя работает) проехал 1.5 км и бац.
При низком давлении масла может и вкладыши провернуть и двигатель клинануть.
наверно завтра предстоит ремонт. просмотрел всё доходчиво. СПАСИБО! единственное что я бы добавил – сразу поменять сальник колен вала .чтоб потом не лазить.
В 406 ничего не встречается , проверено
Дочитал до “сервисный ремень” и понял что автор не имеет представления о чем пишет. СЕРВИСНЫЙ РЕМЕНЬ,…!
Специально для диванных экспертов! Во многих книгах ремень навесных агрегатов называется сервисный ремень, а если вы прочитали незнакомое для вас слово то сначала пробейти его в поисковике а потом уже пишите комментарии.