Все марки

Чем промывать систему охлаждения двигателя любимого авто

Чем промывать систему охлаждения двигателя любимого авто

Периодически промывать систему охлаждения нужно в любом автомобиле. Накопившаяся внутри патрубков и радиатора накипь, грязь и ржавчина постепенно забивают каналы и помпу. Это приводит к перегревам автомобиля и выходу из строя некоторых деталей и узлов. Чтобы избежать этого, важно уметь определять момент, когда нужно промыть систему охлаждения двигателя и подобрать подходящее средство.

В статье рассмотрим народные способы удаления наслоений и приведем список специальных средств, рекомендованных автомеханиками. Также вы узнаете причины загрязнения и как понять, что пора мыть систему охлаждения.

Зачем промывать систему охлаждения

Даже если своевременно доливать и менять антифриз, использовать одну и ту же марку, любая охлаждающая жидкость дает осадок, а патрубки и каналы сообщений забиваются налетом. Но стоит учитывать и такие факторы как коррозия металлических частей системы охлаждения, некачественный ОЖ, пыль, случайное попадание масла, температурные перепады и пр.

Постепенно патрубки и каналы забиваются, что приводит к снижению циркуляции антифриза. В результате имеем перегрев двигателя, который влечет образование осадка и цепи неполадок. И чем он чаще и продолжительнее, тем больше наслоений выпадет.

Температура в красной зоне

Если своевременно не принять меры и позволить дойти делу до критической точки, то промывкой уже ничего решить не получится. Придется потратиться на дорогостоящий ремонт.

Как узнать, что систему охлаждения пора промыть

Если промывка проводится систематически, тогда о состоянии конструкции можно не беспокоиться. В противном случае важно уметь своевременно определить, по соответствующим симптомам, необходимость проведения данной процедуры.

Основные признаки, указывающие на загрязнение системы охлаждения:

  • частое и стремительное повышение температуры двигателя;
  • периодические сбои в работе водяной помпы;
  • автомобиль уже достаточно прогрет, а из печки идет холодный воздух;
  • вентилятор работает постоянно и на повышенных оборотах.

Двигатель закипел

Это основные признаки, указывающие на неполадки в работе системы охлаждения. При их выявлении, необходимо срочно принимать меры.

Чем лучше промывать народным методом или спецсредством

Подручными средствами в основном пользовались, когда не было в продаже специальных средств. Сейчас ими мало кто пользуется, так как эффективность автохимии для промывки системы охлаждения намного выше. Однако народные методы дешевле, а материалы всегда есть под рукой.

Но все же специальные жидкости для промывки остаются лучшим решением. Они имеют в составе вещества, которые быстро и эффективно удаляют все ненужные отложения, при этом не оказывая негативного влияния на детали автомобиля.

Топ-4 профессиональных средств для очистки системы охлаждения

Специальная автохимия обладает прекрасными моющими свойствами и удаляет налет любой сложности. На сегодня встречаются несколько разновидностей таких средств, это:

  • Нейтральные – применяются в профилактических целях, в них полностью отсутствуют агрессивные вещества. Эффективность самая низкая.
  • Кислотные – хорошо убирают грязь и другие неорганические компоненты. Благодаря агрессивному составу отличаются высокой эффективностью. Но стоит помнить, что основное направление – неорганические соединения.
  • Щелочные – применяются в основном для удаления органических веществ и отложений.
  • Двухкомпонентные – в состав входят щелочи и кислоты. Это лучшие специальные очистительные средства из всех возможных. Однако и стоят они недешево.

Важно! Запрещено использовать для промывки два разных средства одновременно. Также не рекомендуется применять концентраты. Это может повредить элементы двигателя.

Ниже более детально рассмотрим рекомендуемые автомеханиками средства для очистки системы охлаждения.

LAVR Radiator Flush Classic

LAVR Radiator Flush Classic

Профессиональный состав от российских производителей, подходит для всех типов двигателя. Разрешено применения для очистки строительной техники. Заливается в систему охлаждения перед заменой антифриза для удаления осадка, отложений, следов коррозии, масла, накипи и прочих загрязнений. После применения средства рабочий срок охлаждающей жидкости продлевается на 40 %. В составе присутствуют ингибиторы.

Важно! Перед использованием средство необходимо нагреть до комнатной температуры и хорошо разболтать.

Заливается состав в остывший двигатель до отметки «Min». Затем нужно запустить мотор и оставить поработать на холостых оборотах. Перед заливкой антифриза, систему нужно еще раз промыть, чтобы удалить остатки средства.

Преимущества:

  • хорошо очищает систему охлаждения;
  • низкая стоимость;
  • совместимо со всеми типами двигателей;
  • двухкомпонентный состав.

Единственный недостаток – после использования требуется промывка дистиллированной водой.

Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute

Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute

Щелочной состав от американского изготовителя автохимии. Активно применяется в странах Европы, СНГ и России. Стоимость его относительно небольшая, при очень высокой эффективности. Главное отличие – для полной очистки состав достаточно залить на 7 минут, а затем удалить реагент. После применения средства рабочий срок антифриза увеличивается до 70 %. Подходит для любых типов двигателей.

Преимущества:

  • низкая стоимость;
  • универсальность применения;
  • быстрая очистка;
  • не требуется дополнительная промывка.

Из недостатков стоит отметить то, что средство не хранится в открытом виде. К тому же щелочной состав подходит только для удаления органических отложений.

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

Недорогое немецкое средство от известного производителя. Подходит для всех систем охлаждения. Относится к категории нейтральных, в нем полностью отсутствуют агрессивные вещества, поэтому подходит для профилактической промывки.

Состав продается в виде концентрата по 300 мл. Одного флакона достаточно на 10 л воды. После заливки в систему двигатель нужно запустить и дать ему поработать на холостых оборотах.

Преимущества:

  • невысокая стоимость;
  • полностью отсутствуют агрессивные вещества;
  • высокое качество продукции;
  • не требуется дополнительная промывка после использования состава.

Единственный недостаток – не подходит для удаления серьезных загрязнений.

Xenum M-FLUSH

Xenum M-FLUSH

Еще одно эффективное средство, которое подходит для промывки как дизельных, так и бензиновых двигателей. Стоит довольно недешево, но и справляется даже с очень сильными загрязнениями в старых силовых установках.

После использования состава восстанавливается работа гидравлики и поршневых колец, продлевается срок между заменами антифриза на 60 %. Благодаря таким свойствам жидкости уменьшается стоимость обслуживания транспортного средства.

Преимущества:

  • подходит для всех типов систем;
  • отлично удаляет даже очень сильные загрязнения;
  • улучшает работу двигателя;
  • продлевает эксплуатационные сроки жидкостей и деталей.

Из недостатков только высокая цена на средство.

Народные средства для очистки системы охлаждения

Использовать подручное средства для очистки – это в первую очередь дешево и эффективно. Методы проверены годами и помогают справиться даже с довольно сильными загрязнениями. Вещества, содержащие кислоты, помогают удалить ржавчину и другие неорганические отложения. Щелочесодержащие составы растворяют накипь и органику.

Полезно знать. Если в магистрали есть небольшие трещины и другие мелкие повреждения, они могли быть забиты загрязнениями. После очистки отверстия откроются и появится течь. Соответственно автомобилисту нужно убедиться в целостности патрубков и каналов.

Дистиллированная вода

Дистиллированная вода

Если автомобиль содержится в нормальных условиях, эксплуатируется в оптимальном режиме, а профилактические меры применяются своевременно, то для промывки системы охлаждения достаточно и дистиллированной воды.

Процедура проводится следующим образом:

  1. Жидкость заливается в пустую систему до отметки минимум.
  2. Двигатель запускается и оставляется работать на холостых оборотах в течение 10-25 минут.
  3. После авто глушится, выдерживается время до остывания.
  4. Вода сливается из бачка и заливается свежий антифриз.

Важно! Если в слитой жидкости присутствуют хлопья грязи или много ржавчины, очистку нужно повторить.

Лимонная кислота

Лимонная кислота

Раствор готовится так – 20-40 гр. вещества разводится в литре дистиллированной воды. Чем сильнее загрязнение, тем больше можно добавить лимонной кислоты (до 80-100 гр.). Идеальный вариант – уровень кислотности (рН) должен быть на уровне значения 3.

Процедура очистки стандартная. Первым делом нужно слить старый антифриз и залить готовый раствор. Затем запустить двигатель, разогреть его до рабочей температуры, заглушить и оставить так на несколько часов (желательно на ночь).

Следующим шагом сливается жидкость и проверяется ее состояние. Если обнаружится много грязи, процедуру следует повторить. И так пока сливаемый раствор не будет чистым.

После система еще раз промывается дистиллированной водой и заливается свежий антифриз.

Уксусная кислота

Уксусная кислота

Готовится в следующих пропорциях – 0.5 л уксуса на 10 л дистиллированной воды. Процедура промывки аналогична предыдущему способу. Сливаем старую охлаждающую жидкость, заливаем раствор и разогреваем авто до рабочей температуры (в течение 30-40 мин).

После сливаем очищающую жидкость и смотрим на его состояние. Если грязная – повторяем процедуру до полной очистки. Затем сливаем, промываем систему дистиллированной (можно кипяченой) водой и заливаем свежий антифриз.

Fanta

Fanta

В составе напитка присутствует лимонная кислота, в отличие от Coca-Cola, где применяется ортофосфорная кислота. Поэтому Фанту можно использовать для промывки системы охлаждения.

Процедура проводится в зависимости от степени загрязнения. Если в целях профилактики, тогда напиток заливается в систему, и двигатель запускается на 30-40 минут. При сильном загрязнении, желательно поездить так в течение 1-2 дней, а после промыть автомобиль, залить дистиллированную воду и поездить еще день-два.

ЕЩЁ
Лучшие цепи ГРМ

После жидкость сливается и оценивается ее состояние. Если вода грязная, процедуру нужно повторить.

Молочная кислота или сыворотка

Молочная кислота

Прекрасное средство для очистки системы охлаждения, но в применении этого способа есть одна проблема – молочную кислоту сегодня достать очень непросто. Однако, если у вас есть доступ к ней, тогда вещество в чистом виде заливайте в радиатор и покатайтесь так некоторое время либо оставьте поработать автомобиль на холостом ходу.

Есть и более доступная альтернатива этой кислоте – молочная сыворотка. Она также эффективно очищает радиатор и каналы системы охлаждения автомобиля, при этом стоит недорого.

Очистка проводится в следующей последовательности:

  1. Нужно заранее заготовить 10 л сыворотки (желательно домашнего изготовления).
  2. Несколько раз процедить вещество через марлю, для удаления крупных частиц.
  3. Из системы автомобиля сливается старая ОЖ и заливается сыворотка.
  4. Затем нужно проехать так порядка 50-60 км.
  5. Пока двигатель не остыл сыворотка сливается. Сделать это нужно, чтобы грязь опять не прилипла к стенкам каналов. Соблюдайте осторожность при работе с горячей жидкостью.
  6. После остывания мотора заливается дистиллированная вода.
  7. Автомобиль запускается и оставляется поработать 15-20 мин.
  8. После остывания двигателя вода сливается.
  9. Заливается свежий антифриз.

Стоит помнить: сыворотка сохраняется свои очищающие свойства первые несколько часов после запуска мотора. Следовательно, проехать 50-60 км следует за это время. Дальше ездить нет смысла, так как сыворотка смешается с грязью, находящейся в системе охлаждения.

Каустическая сода

Каустическая сода

Вещество еще называют гидроксидом натрия, едкой щелочью, едким натрием, каустиком и т.п.

Важно! Каустическая сода подходит только для очистки медного радиатора. Алюминиевые поверхности вещество разрушает.

Работы по очистке содой проводятся в следующей последовательности:

  1. Радиатор снимается с автомобиля.
  2. Его внутренняя поверхность промывается обычной водой и продувается сжатым воздухом. Давление не должно превышать 1 кгс/см2. Процедура проводится пока вытекающая вода не будет чистой.
  3. Каустическая сода разводится в дистиллированной воде из расчета 1:10. Готовится 1 л раствора.
  4. Состав подогревается до +90 °С и заливается в радиатор.
  5. Через 30 минут раствор сливается.
  6. В течение 40 минут система промывается горячей проточной водой и продувается воздухом. Направление потока должно быть противоположное обычной работе насоса автомобиля.

Важно! Каустическая сода – это щелочь, она разъедает органические ткани и оставляет химические ожоги на теле. При работе соблюдайте технику безопасности и применяйте средства индивидуальной защиты.

Во время промывки из радиатора может пойти белая пена. Пугаться не нужно, это обычная химическая реакция. По окончанию промывки обязательно проверьте герметичность системы охлаждения.

Промывка системы охлаждения

Как выбрать промывку

Сегодня на рынке можно встретить огромный ассортимент подобной продукции от различных производителей. Но как понять в каких условиях, что лучше использовать. Для этого нужно учитывать несколько факторов, а именно:

  • Пробег силовой установки. Если двигатель новый, тогда не следует применять жидкости, в состав которых входят агрессивные вещества. В нем вряд ли будет много отложений, поэтому достаточно нейтральных средств. Также в этом случае подойдут и народные методы очистки. Если же мотор старый и с большим пробегом, понадобятся профессиональные жидкости с двухкомпонентным составом.
  • Тип двигателя. Не каждое средство подходит под все автомобили. В линейке некоторых изготовителей есть вещества для легкового, грузового и другого транспорта.
  • Применяемая охлаждающая жидкость. Некоторые промывки могут быть несовместимыми с отдельными антифризами. При покупке на это стоит обратить внимание.

Используя народные методы, вы легко избавите систему охлаждения своего автомобиля от ржавчины, налета, накипи и пр., однако эффективность их относительно небольшая. Поэтому они больше подходят для новых двигателей либо в тех случаях, когда обслуживание проводится регулярно.

Если же у автомобиля большой пробег, тогда без спецсредств не обойтись. Они отличаются большей эффективностью, к тому же продлевают эксплуатационные сроки узлов и некоторых расходников. Покупая жидкость из списка можете быть уверенным в его надежности, главное брать в проверенных точках. Однако на рынке есть немало и других неплохих средств для промывки.

Почему загрязняется система охлаждения

Для охлаждения двигателя современных автомобилей используется тосол либо антифриз. Это концентрированные составы, которые имеют свойство постепенно выкипать, давать осадок и откладываться на стенках каналов в виде налета.

На замену выкипевшей охлаждающей жидкости часто вместо дистиллированной воды, добавляют обычную из-под крана. Вследствие на стенках появляются отложения солей. К тому же в систему может случайным образом попасть пыль и моторное масло.

К основным причинам загрязнения системы охлаждения относятся:

  • появление продуктов износа антифриза (тосола);
  • грязь, пыль и масло на внешних поверхностях радиатора;
  • выход из строя термостата, помпы, клапана регулировки давления, потеря герметичности;
  • попадание выхлопных газов из камеры сгорания.

Если своевременно проводить замену охлаждающей жидкости, тогда промывка может и не потребоваться.

Как часто нужно промывать систему охлаждения

Промывка делится на внутреннюю и внешнюю. В первом случае удаляются загрязнения с внутренней части радиатора и патрубков. Внешняя подразумевает под собой удаление пыли, грязи и масла с внешних поверхностей узла.

Рекомендуемая частота проведения внутренней промывки:

  • Во время замены ОЖ. Систему охлаждения следует промывать при заливке нового антифриза (тосола). Это поможет не только убрать налет, осадок и другой мусор, но и остатки старой технической жидкости. Ведь разные марки антифризов смешивать нельзя.
  • Профилактическая промывка. Проводится примерно раз в год, лучше весной. Это поможет избежать многих проблем, которые могут быть вызваны засорами в каналах, ухудшением их пропускной способности, а соответственно и теплообмена.
  • При выявлении признаков, указывающих на засоры в системе охлаждения. Если обнаружился хоть один из симптомов необходимо срочно выполнить промывку иначе это чревато дорогостоящим ремонтом.

Внешнюю промывку стоит делать при обнаружении на поверхности радиатора загрязнений. Так вы исключите перегрев двигателя в летний период.

Заключение

Средств для очистки системы охлаждения очень много. В некоторых случаях можно воспользоваться народными методами, в других подойдут только специальные жидкости. Домашние способы не так эффективны, но при этом и стоимость такой промывки минимальна. В свою очередь специальные средства продлевают рабочие сроки некоторых узлов автомобиля.

Помните: щелочные составы подходят для удаления органических загрязнений, кислотные – разъедают следы коррозии, осадок и накипь. Переходя с одного типа антифриза на другой, обязательно нужно промыть систему дистиллированной водой. Это наиболее простой и дешевый способ ее очистки.


Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии