Все марки

Признаки неисправного ДМРВ и методы его проверки

Признаки неисправного ДМРВ и методы его проверки

При управлении работой силовой установки автомобиля ЭБУ опирается на показания группы основных датчиков. Одним из таких является преобразователь, замеряющий количество всасываемого воздуха через впускной коллектор и дроссельную заслонку. Датчик массового расхода воздуха – это термоанемометр, он относится к важнейшим элементам автомобиля. От него зависит качество топливовоздушной смеси поступающей в камеру сгорания. Это позволяет получить максимальную мощность двигателя при минимальном расходе горючего. От правильности показаний датчика зависит работа всех систем авто. На необходимость его проверки вам укажут признаки неисправного ДМРВ.

Зачем нужен датчик массового расхода воздуха

Датчик размещается между воздушным фильтром и дроссельным узлом. Его задача определять расход очищенного воздуха, подаваемого в двигатель. Сигнал с ДМРВ подается на электронный блок управления, тот в свою очередь проводит расчет необходимого количества топлива для формирования оптимального состава топливовоздушной смеси и подает команду на его впрыск.

Устройство расходомера воздуха

Для нормальной работы силовой установки соотношение горючего с воздухом должно составлять примерно 1к14. При нарушении пропорций значительно падает мощность автомобиля либо сильно увеличивается потребление горючего.

Всего в автомобилестроении применяется 3 вида ДМРВ:

  • пленочный аналоговый и цифровой;
  • проволочный аналоговый (нитевой);
  • частотный.

Есть еще один вид устройств, но мы его рассматривать не будет ввиду того, что конструкция устарела и больше не применяется, это трубка Пито (или лопаточный).

Первые два типа схожи между собой по принципу действия, который основан на изменении напряжения, подаваемого к нагревательному элементу – нить либо пленка. ЭБУ считывает эти изменения, выполняет необходимые расчеты и подает команды для формирования смеси. Рассмотрим немного подробнее каждый тип датчиков.

Проволочный

Установлены на большинстве современных машин. Ключевая роль в них отводится терморезисторам, состоящим из двух вольфрамовых или платиновых нитей толщиной 0.07 мм. При подаче напряжение с определенной силой тока, они начинают нагреваться. В некоторых конструкциях присутствует также датчик температуры (термистор).

Одна из нитей изолирована от воздействия потока воздуха, а вторая обдувается при открытии дроссельной заслонки, что ведет к ее охлаждению. Для выравнивания их температуры на открытый элемент подается ток большей силы. Блок управления считывает разницу напряжений и на нитях, определяет проходящее количество воздуха и на основе этих данных дает команду на впрыск необходимого объема топлива в камеру сгорания.

К недостаткам проволочных датчиков относится то, что они быстро загрязняются и изнашиваются. Для решения первой проблемы предусмотрен режим самоочистки – ДМРВ кратковременно разогревается до 1 000 – 11 000 °С на заглушенном двигателе, при такой температуре все отложения сгорают. В случае износа терморезистора датчик подлежит замене.

Пленочный

От предыдущего типа датчик немного отличается по конструкции, принцип же их работы одинаков. В качестве чувствительного проводника используется керамический элемент с напылением из платины либо полупроводниковая пленка.

В устройстве также предусмотрено два элемента – один изолирован, а второй обдувается потоком входящего воздуха. На керамическом элементе размещено несколько слоев резисторов, которые выполняют разные функции. К преимуществам таких ДМРВ относится то, что они замеряют температуру как входящего, так и отражающего воздуха. К тому же они меньше подвержены загрязнению.

Современные устройства сигнал выходного напряжения передают не только в аналоговом, но и цифровом режиме, что значительно ускоряет процесс обработки данных.

Частотный

Подобные изделия от компании General Motors устанавливались на первых ВАЗах 2109 и прекрасно работают в паре с блоком управления Янтарь 4. Их отличительная черта – надежность и долговечность.

Принцип его работы основывается на изменении частоты выходного сигнала переменного напряжения. Если частота большая – это говорит о большом расходе воздуха, низкая – о малой подаче.

К преимуществам частотных датчиков относится их стабильная работа и передача данных, даже при падении напряжения от сильного загрязнения или плохого контакта. Например, при окисленных соединениях выходной сигнал может уменьшиться, и на контроллер с 1.02 В придет 0.9 В. Это приведет к увеличению расхода топлива. В данном типе устройств скачки не повлияют на работу ЭБУ.

Признаки неисправности

Качество работы ДМРВ очень сильно зависит от чистоты воздушного фильтра. Следовательно, при выявлении каких-либо симптомов неисправности датчика, первым делом необходимо проверить воздушный фильтр. Сам расходомер ремонту и восстановлению не подлежит, при выявлении его неисправности узел просто заменяется на новый. Однако стоит он довольно дорого, поэтому перед покупкой нужно обязательно убедиться, что датчик сломан.

ДМРВ установленный

О необходимости проверки или проведения более серьезной диагностики просигнализируют следующие признаки неисправности ДМРВ:

  • на панели приборов загорелась лампочка или надпись Check Engine;
  • появление ошибки, указывающей на низкий уровень сигнала с датчика;
  • холодный мотор плохо заводится, потерял динамичность, глохнет, нестабильно работает на холостом ходу, упала его мощность;
  • значительно увеличился расход топлива;
  • авто глохнет во время переключения скорости;
  • мотор стал работать на повышенных или пониженных оборотах.

На неисправность датчика также могут указывать и внешние признаки. Например, на гофрированном шланге соединяющем его с дроссельной заслонкой появилась трещина.

Стоит помнить, если двигатель глохнет, то возможно в машине повреждена проводка или проблемы с питанием. В таком случае рекомендуется проверить электропроводку, и при необходимости провести ее ремонт.

При выявлении признаков неисправного ДМРВ первым делом следует проверить уровень сигнала, выходящий с него. Низкий его показатель может говорить о следующем:

  • датчик не подключен;
  • обрыв линии подключения;
  • отсутствует «масса»;
  • окислились контакты;
  • обрыв или неправильное подключение сигнальных проводов;
  • неисправность в ЭБУ.

Не стоит делать поспешные выводы о неисправности датчика на основании выявленных признаков. В случае их обнаружения требуется проведение полной диагностики силовой установки и автомобиля в целом. Нарушения в работе расходомера могут быть вызваны поломками других узлов, в таком случае потребуется их ремонт.

Причины неисправности

Приведем несколько основных причин некорректной работы либо выхода из строя датчика массового расхода воздуха:

  • Перегорел или лопнул терморезистор, повреждено напыление на дорожках. Наиболее часто встречается такой дефект в датчиках типа HFM-5. Происходит это по причине естественного износа либо из-за резких перепадов напряжения в сети (например, при выходе из строя генератора). Проволочные модели обычно служат порядка 150 000 км пробега.
  • Отсутствует напряжение – может быть вызвано обрывом электропроводки или сигнальной цепи, при неподключенном датчике, окислении контактов.
  • Поломка в электронном блоке управления.

Также частой причиной поломки служит неправильное обслуживание. Расходомер относится к необслуживаемым узлам и заменяется при выходе из строя. Однако из-за его высокой стоимости, многие автолюбители стараются почистить его самостоятельно, например куском ветоши или ваткой. Делать так категорически запрещено. В этих целях используется сжатый воздух либо специальные средства (карбоклинер, очиститель ДМРВ и другие жидкости на спиртовой основе).

Косвенной причиной, которая приводит к выдаче некорректной информации датчиком относится подклинивание дроссельной заслонки из-за загрязнений. В таком случае датчик работает, но информация, поступающая с него на ЭБУ не соответствует действительности. То же самое происходит и при забитом воздушном фильтре.

Как проверить ДМРВ

Датчик довольно сложный и дорогой, обращаться с ним следует предельно осторожно. Лучше сразу обратиться к специалистам. Однако ситуации бывают разные, поэтому ниже мы приведем наиболее популярные методы проверки датчика массового расхода воздуха.

Методом отключения расходомера

Начнем с самого простого способа проверки ДМРВ – методом отключения питания. На незаведенном двигателе разъединяем штекер датчика. Затем заводим мотор. Блок управления должен перейти на резервный режим работы и заменить показания отсоединенного устройства запрограммированными заводом производителем.

Двигатель должен заработать нормально, а обороты на холостом ходу немного увеличиться. Для полной уверенности можно проехать 100-200 метров с отключенным ДМРВ. Если все симптомы неисправности после отключения датчика пропали, значит он передавал некорректные показания и признается нерабочим, а соответственно подлежит замене на новый.

После отключения разъема, на приборной панели засветиться лампочка или надпись «Check». По окончании проверки или после замены датчика ошибку нужно будет сбросить. Для этого отключите на несколько минут минусовую клемму на аккумуляторе. Но стоит помнить, что при этом сбросятся все настройки. На некоторых марках автомобилей убрать ошибку можно будет только в автосервисе специальным сканером, после подключения его к разъему для проведения диагностики авто.

Перепрошивка ЭБУ

Если стандартная программа была перешита, то неизвестно, какие команды для контроллера в нее внесены на случай нештатной ситуации. В таком случае можно попробовать под упор дроссельной заслонки подложить металлическую пластинку толщиной в 1 мм. Обороты двигателя должны вырасти. После этого необходимо отсоединить разъем расходомера воздуха. Если двигатель продолжит работать – датчик исправен, проблема в прошивке.

Установка заведомо рабочего датчика

Для этого потребуется приобрести новую деталь либо временно взять у знакомого автомобилиста. После отсоединить старый ДМРВ, а на его место подключить рабочий и затем завести мотор. Если он стал работать нормально и не глохнет – значит требуется замена датчика.

Визуальный осмотр

ДМРВ необходимо снять с посадочного места. Внимательно осмотреть его на предмет механических повреждений и загрязнений. После проверить состояние нитей либо пленки. При обнаружении явных повреждений, датчик следует заменить на новый. Если обнаружен мусор или грязь – устройство можно аккуратно очистить, применяя специальные средства либо очиститель карбюратора в виде спрея на основе спирта. Сенсоры датчика хрупкие, проводить работы с ними следует предельно осторожно и ни в коем случае не применять механические методы очистки. Датчик не ремонтируется.

Проверка при помощи мультиметра

Чтобы провести проверку таким методом, потребуется изучить распиновку разъема ДМРВ. На разных марках автомобилей она может немного отличаться. Всю информацию можно найти в техническом руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Как пример рассмотрим поэтапно проверку датчика массового расхода воздуха на машинах автозавода ВАЗ. На подавляющее большинство техники данной марки установлены датчики от Bosch. Их же применяют на ГАЗах и некоторых Мерседесах.

Чтобы получить доступ к проводке первым делом нужно снять защитный кожух. После этого вы увидите 5 проводов разных цветов. Цвета никакого значения не имеют, важно их расположение в фишке.

Порядок их размещения отсчитывая от воздушного фильтра:

  1. Входной сигнал датчика температуры всасывающего насоса.
  2. На главное реле, напряжение 12 Вольт.
  3. Масса.
  4. Питание, 12 В.
  5. Выходной сигнал, обычно желтого цвета, уходит на ЭБУ.

Снимаем показания напряжения. Для этого нужно сделать следующее:

  • включить зажигание;
  • перевести переключатель мультиметра в положение 20 V;
  • подключить «плюсовый» щуп к желтому проводу (к пятому в списке), а «минусовый» к массе;
  • снять показания.

Дисплей мультиметра должен показать от 0.996 до 1.02 Вольта. Если значение отличается ДМРВ неисправен и требует замены.

Новый расходомер воздуха

ЕЩЁ
Профилактика неисправностей автомобильного генератора

Обратите внимание, изготовители расходомеров в нормативной документации указывает значения напряжения до третьего знака после запятой. То есть для измерений следует выбирать мультиметр с соответствующей чувствительностью. Однако далеко не все приборы на это способны. Допустимо проводить замеры до сотых Вольт, но полноты картины это не даст. Поэтому специалисты рекомендуют пользоваться осциллографом.

Пределы указываются неспроста – со временем любое устройство изнашивается, толщина чувствительного элемента уменьшается, падает его сопротивление, а соответственно и растет напряжение. По значению напряжения можно определить примерную стадию износа расходомера:

  • нормальный показатель – 0.996-1.02 В;
  • удовлетворительное состояние – 1.03 В;
  • срок службы подходит к концу – 1.04 В;
  • работает на пределе – 1.05 В;
  • более 1.05 В необходима замена датчика.

Изношенный расходомер

Некоторые народные умельцы при полностью изношенном датчике подпаивают к желтому проводу резистор на 2 кОм. Это приводит к понижению напряжения на контактах до оптимальных значений. Расход топлива падает, однако, как это повлияет на дальнейшую работу силовой установки и авто в целом, неизвестно.

Проверить изменяется ли напряжение на выходе из датчика при прохождении через него потока воздуха или нет можно следующим образом:

  1. Снимите датчик.
  2. Соедините фишку.
  3. Включите зажигание.
  4. Подключите мультиметр «плюс» к выходу датчика, а «минус» к массе.
  5. Подуйте на чувствительный элемент.

Если ДМРВ исправен, то дисплей прибора покажет рост напряжения до 1.03 В.

На некоторых расходомерах снимаются показания сопротивления. Такой метод более сложный, вам потребуется иметь под рукой таблицу показаний сопротивления при разной температуре воздуха.

Проверка при помощи сканера

Проверка выполняется в следующей последовательности:

  1. На смартфон или ноутбук устанавливается одна из программ диагностики – Torque Pro, Opendiag, BMWhat, OBD Авто Доктор.
  2. При помощи спецкабеля и Bluetooth-модуля соединяется мобильное устройство с ЭБУ.
  3. Запускается программа диагностики.

После завершения сканирования всех система автомобиля, утилита выдаст результат проверки их исправности. На дисплее могут появиться коды ошибок, которые потом нужно будет расшифровать.

Проверка «Васей Диагностом»

Для проверки датчика массового расхода воздуха, не снимая его с посадочного места можно воспользоваться специальной программой. Работа выполняется в следующей последовательности:

 

  1. На ноутбук устанавливается программа диагностики «Вася диагност», а после запускается.
  2. С помощью адаптера компьютер соединяется с автомобилем через диагностический порт.
  3. Выбираться вкладка «Блок управления».
  4. Затем раздел «Электроника 1» либо «01 – Электроника двигателя».
  5. После нужно перейти в «Настраиваемые группы».
  6. Указываются значения 211, 212 (паспортные) и 213 (актуальные).

Показатели должны совпадать с паспортными. Если разница сильно большая – датчик неисправен и требуется его замена.

При помощи мотортестера (осциллографа)

Таким способом проверяются расходомеры частотного типа. Для проведения диагностики мотортестер (или осциллограф) подключается к ДМРВ. Чтобы правильно это сделать вам нужно знать распиновку. В зависимости от марки автомобиля она может немного отличаться, но чаще контакты совпадают.

Подключаем устройство так:

  • ко второму пину – масса;
  • к пятому – выходной сигнал.

При включенном зажигании и в спокойном состоянии частота на выходе датчика должна быть около 5 кГц. Во время работы на холостом ходу она должна уменьшиться до пределов 1.02-3.3 кГц. На некоторых марках авто показания могут немного отличаться, их следует сравнить с таблицей в техпаспорте.

После проверяем следующие параметры датчика:

  • время перехода при включении зажигания;
  • данные по расходу воздуха на холостом ходу и при резком увеличении оборотов;
  • напряжение на датчике.

Выходные данные могут отличаться, и зависят от типа двигателя. Перед началом проведения работ следует уточнить данные у официальных представителей.

Можно ли обойтись без ДМРВ

В случае отказа датчика срабатывает Check, но двигатель при этом продолжает работать. Однако в зависимости от типа прошивки электронного блока управления, «аварийная» программа, не обнаружив сигнала, поднимает холостые обороты до 1 500 в минуту. Холодный двигатель заводится с большим трудом и часто глохнет. На более новых версиях ПО, неисправности датчика вызывает лишь значительное повышение расхода горючего или падение мощности силовой установки.

Но в любом случае выход из строя ДМРВ указывает на необходимость проверки хотя бы напряжения на его выходе. Игнорирование проблемы в переднеприводных ВАЗах ведет повышенному расходу и потере общей динамики авто. Поэтому ответ очевиден – без датчика обойтись нельзя, однако в случае крайней необходимости ехать можно.

Заключение

Современный датчик массового расхода воздуха представляет собой сложное и неподдающееся ремонту устройство, поэтому устранить неисправность самостоятельно не получится. Восстановить нормальную работы силовой установки можно только путем замены датчика расходомера на новый. Определить поломку ДМРВ можно и самостоятельно по внешним признакам и при помощи специального оборудования. Для этого есть несколько методов. Во время проведения работ соблюдайте последовательность действий и технику безопасности.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анонимно
1 год назад

все ясно и понятно