Все марки

6 простых способов как проверить автомобильный аккумулятор

6 простых способов как проверить автомобильный аккумулятор

Знать, как правильно проверить аккумулятор на машине необходимо в двух случаях: первый – покупая новую АКБ, второй – в случае проявления неисправности установленной на авто батареи.

В основном аккумулятор может перестать работать из-за перезарядки либо недозарядки. Частой причиной, по которой батарею не получается нормально зарядить, является сульфатация пластин. Она может возникнуть из-за частых поездок на короткие дистанции, при неисправном реле регулятора напряжения на генераторе и включении прогрева.

Проверка АКБ

Постоянный перезаряд тоже может вывести из строя батарею, а возникает он также из-за сбоя в работе реле, только в этом случае идет подача слишком большого напряжения на аккумулятор. Что вызывает осыпание активного вещества с пластин, а необслуживаемые АКБ могут даже получить деформации корпуса.

Способы проверки АКБ

Сегодня на рынке можно найти аккумуляторы свинцово-кислотного, литиевого, щелочного, гелевого и другого типа. Однако наибольшее распространение получили именно свинцово-кислотные. Они устанавливаются на все виды легкового и грузового транспорта и давно доказали свою надежность и долговечность. Главный недостаток свинцово-кислотной АКБ это плохая переносимость длительного воздействия пониженных температур. Минусовая температура при сильно разряженной батарее сказывается на плотности электролита.

Проверить аккумулятор на работоспособность можно и не имея специального оборудования. Для этого необходимо знать емкость АКБ (указано на этикетке или на корпусе, измеряется в ампер-час) и дать нагрузку потребителями электроэнергии на половину емкости. Достаточно последовательным способом подключить несколько 12 вольтовых ламп. Если через несколько минут они стали сильно угасать значит аккумулятор потерял емкость. Однако это довольно примитивный способ диагностики аккумулятора и много пользы от него не будет.

На сегодня есть несколько способов проверки исправности батареи:

  • визуальный осмотр;
  • при помощи индикатора на АКБ;
  • мультиметром, тестером;
  • нагрузочной вилкой;
  • аккумуляторной зарядкой;
  • проверка электролита.

Наиболее простой способ это, конечно же, визуальный осмотр и проверка при помощи мультиметра по напряжению. Для полной и качественной проверки лучше применять ареометр и нагрузочную вилку, только таким образом, можно получить полную картинку о состоянии аккумуляторной батареи.

Визуальный осмотр

Тщательный осмотр корпуса на наличие трещин и подтеков электролита позволит выявить поврежденную АКБ. Трещины могут возникнуть чаще в зимний период при плохом креплении батареи в посадочном месте или некачественном материале корпуса.

Также на аккумуляторе, в течении использования, постоянно собирается пыль, грязь, влага, подтеки электролита и др., что вместе с окислением на клеммах увеличивает интенсивность саморазряда. Сам по себе корпус АБК является изолятором, однако посторонние вещества оседающие на ней пропускают ток. Проверить это довольно легко.

Для этого нужно взять мультиметр, перевести его переключатель в положение измерения напряжения «20 В». Затем красный щуп присоединить к плюсовой клемме аккумулятора, а черный к любому месту на корпусе АКБ. Если прибор зафиксирует какое-либо напряжение это будет говорить о том, что батарея теряет заряд.

Устранить это можно очистив поверхность аккумулятора от грязи и влаги. Подтеки электролита убираются раствором 1 ч. ложки соды на 200 мл воды. Клеммы следует зачистить от окисления при помощи наждачной бумаги.

Проверка по индикатору на АКБ

Индикатор АКБ

К самому простому способу также можно отнести и проверку аккумулятора при помощи индикатора установленного на корпусе батареи. Однако он есть не на всех аккумуляторах. Чаще выполнен в виде поплавков разного цвета, которые всплывая сигнализируют о необходимости зарядить АКБ, долить воду, о снижении плотности электролита и т.п.

Пример определения состояния аккумулятора по цвету индикатора:

  • зеленый поплавок – аккумулятор заряжен на 100 %, уровень электролита и его плотность в норме;
  • белый – аккумулятор разряжен, недостаточный уровень электролита;
  • черный индикатор говорит о том, что батарея полностью посажена и требуется немедленная зарядка, долить жидкость либо о необходимости замены ее на новую.

Такой способ также не даст полной картинки о состоянии аккумулятора. Проверить его фактическую емкость и плотность электролита можно только специальными приборами.

Проверка аккумулятора при помощи мультиметра

Проверка мультиметром

При помощи этого прибора можно измерять уровень заряда и возможные утечки тока по корпусу. Стоит он недорого и приобрести его можно в любом автомагазине либо строительном супермаркете в отделе электрики.

Процесс выполнения проверки выглядит следующим образом:

  1. необходимо убедиться, что зажигание на автомобиле выключено;
  2. перевести переключатель мультиметра в положение измерения напряжения на значение 20 Вольт;
  3. подсоединить щуп прибора к клеммам аккумулятора: красный провод к «плюсовой» клемме, черный – на «минусовую».

Далее по показаниям мультиметра определяем состояние аккумулятора.

Если на дисплее мультиметра загорится 12.6 В, это означает, что аккумулятор полностью заряжен.

Показания от 12.3 до 12.5 вольт скажут о разряженности АКБ на 50 – 75 %.

Напряжение на клеммах 12.1 В укажет на необходимость зарядить ее, а 11.7 и ниже означает, что батарея посажена в «ноль».

Проверка аккумулятора при помощи нагрузочной вилки

Проверка АКБ вилкой

Этот метод относится к более сложному, его применяют мастера по ремонту автомобилей в СТО и техцентрах. Проверка проходит под нагрузкой, поэтому даст точные сведения о состоянии аккумулятора.

Нагрузочная вилка представляет собой устройство состоящее из вольтметра и набора сопротивлений. Часто в состав прибора помимо вольтметра подключается еще и Амперметр для определения тока в цепи.

Проверять аккумулятор следует при температуре воздуха 20 – 25 °C. При более низкой температуре, особенно в мороз, аккумулятор и так значительно теряет в емкости, поэтому показания могут быть неточными.

Проверка проводится в следующей последовательности. Нагрузочная вилка подключается к клеммам аккумулятора, который выдает ток короткого замыкания имитируя работу стартера на двигателе.

Записываем показания прибора вольтметра, он зафиксирует понижение напряжения на батарее после пуска мотора авто. 10.2 В и больше означают, что батарея полностью заряжена и находится в отличном техническом состоянии. При показаниях от 9 до 9.6 В аккумулятор разряжен на 50 – 75 % и имеет технические характеристики в пределах нормы. Напряжение 8.4 Вольта говорят о необходимости зарядить батарею. А при 7.8 и ниже батарея посажена полностью.

Если же без нагрузки напряжение на клеммах было 12.3 и выше, а после подключения нагрузочной вилки сразу упало до 7.8 В, этого говорит о неисправности аккумулятора.

Данный способ проверки является наиболее точным и дает возможность выявить неисправные батареи, так как с помощью нагрузки имитируется работа стартера. Если во время проверки напряжение аккумулятора падает до 9 В – значит его лучше подзарядить. Нормальным считается 10 Вольт и выше.

ЕЩЁ
Эволюция систем зажигания авто

Вилка нагрузочная

Диагностика при помощи зарядного устройства

При срочной необходимости проверить состояние аккумулятора, если под рукой нет специальных приборов, тогда это можно сделать и при помощи зарядного устройства. На некоторых ЗУ есть специальная кнопка для проверки АКБ.

Для того требуется отключить аккумулятор от бортовой электросети и присоединить к его клеммам контакты с зарядного устройства. Во время проверки ЗУ к электросети не подключается.

Проверка состояния АКБ по уровню и плотности электролита

Во время эксплуатации любого аккумулятора очень важную роль в нем играет уровень электролита и его плотность. Проверка его возможна разными методами и зависит от конструкции самой АКБ.

Самый простой способ проверки уровня – визуальный. Для этого потребуется открыть крышку и посветить фонариком внутрь. Электролит должен полностью покрывать поверхность пластин. Некоторые аккумуляторы оснащены специальным смотровым окошком, где указаны минимальный и максимальный уровень. Иногда производители изготавливают корпус аккумулятора из частично прозрачного материала.

Более точное определение возможно при использовании специальной измерительной стеклянной трубки, которая опускается на дно каждой банки аккумулятора. При работе не забывайте о технике безопасности, ведь работать приходится с раствором серной кислоты.

По плотности электролита можно также узнать многое о состоянии аккумуляторной батареи. Для определения этого показателя понадобится ареометр. Он состоит из прозрачной колбы внутри которой находится стеклянная трубка со шкалой и грузом, а также груши для забора образца и пробки. С помощью ареометра можно узнать количественное соотношение дистиллированной воды и серной кислоты в электролите.

Пробу следует брать из каждой банки не раньше чем через 2 часа после завершения зарядки батареи. Показания 1.27 – 1.29 г/см3 являются в пределах нормы. Если плотность выше, то в электролит необходимо добавить дистиллированную воду. При показаниях ниже нормы – добавить кислоту.

Проверка нового аккумулятора

Очень важно уметь проверить новый аккумулятор при покупке, ведь в основном дефекты на некачественных АКБ проявляются спустя какое-то время, и обычно это происходит после истечения гарантийного срока. Да и при выявлении в период гарантии замена может растянуться на очень долгий период времени.

Поэтому, чтобы избежать приобретения некачественного товара, можно воспользоваться несколькими советами, которые помогут выбрать хороший аккумулятор:

  1. Внимательно осмотреть аккумулятор. Проверить отсутствие трещин, сколов, подтеков и других следов повреждения. Посмотреть дату изготовления, если батарее более двух лет, лучше выбрать другую.
  2. Провести замер напряжения на клеммах при помощи мультиметра или вольтметра. Новый аккумулятор не должен показывать меньше 12.6 Вольт.
  3. Проверить батарею нагрузочной вилкой. В хороших магазинах такую процедуру предлагают сами продавцы. Если нет – тогда лучше потребовать проверить самому.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций можно в 90 % случаев избежать покупки некачественного аккумулятора.

Продление срока службы аккумулятора

Чтобы продлить срок службы аккумулятора, необходимо своевременно проводить его обслуживание. Так Вы убережете себя от проблем при запуске авто или во время длительных поездок. Для этого достаточно придерживаться нескольких несложных правил, а именно:

  • периодически удалять грязь и влагу с корпуса, при появлении налета или окисления на клеммах чистить их и обрабатывать специальным раствором;
  • не реже одного раза в 3 месяца (зимой лучше чаще) подзаряжать аккумулятор автомобильным зарядным устройством;
  • контролировать уровень электролита, при низком уровне немедленно добавлять раствор;
  • поддерживать исправность бортовой электросети авто.

Это поможет избежать большинства проблем и увеличит эксплуатационный срок батареи.

Вывод

Проверить исправность аккумулятора можно и в домашних условиях имея под рукой мультиметр и небольшой объем знаний. Для более точной проверки потребуется наличие нагрузочной вилки и опыт работы с ней.


Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии