Как можно определить пробой прокладки головки блока цилиндров: как найти неисправность
ДВС относится к первичным двигателям, поскольку топливо сгорает внутри самого функционального устройства. Для предотвращения утечки образующейся в газовой камере смеси, масла и жидкости, предназначенной для охлаждения из многочисленных каналов, соединяющих блок цилиндров и его головку (ГБЦ), устанавливается отдельная деталь, известная, как прокладка. В двигателе нет лишних деталей, опоздавшая замена легко приводит к его поломке, поэтому любой автовладелец должен знать признаки пробитой прокладки ГБЦ и позаботиться о ее своевременном ремонте при их наличии.
Содержание
ToggleПричины неисправности
Прокладка головки блока цилиндров устанавливается между ней и собственно блоком. Ее прямое назначение – герметизация камеры сгорания, безопасность каналов для транспортировки охлаждающей жидкости. Эту деталь ДВС изготавливают из вариабельных материалов – нескольких слоев стали (многослойная), меди (высоконадежная, поэтому применяемая в спецавтомобилях, композитная (пренебрежительно отнесенная экспертами к устаревшим, но все еще успешно применяемая) и эластомерная – на основу из металлического сплава наносится пластичный материал.
Поломка может развиваться независимо от типа двигателя внутреннего сгорания (на дизеле и бензине, с турбонаддувом или атмосферником). Пробой или прогорание прокладки может стать итогом нескольких причин или их кумулятивной совокупности.
Статистические исследования определили самые частые поводы к выходу из строя детали, кажущейся незначительной водителю-дилетанту:
- перегрев движка, одноразовый или перманентный, вследствие других мелких, игнорируемых неисправностей;
- тюнинг мощности (установка несвойственного модели двигателя);
- недостаточно или слишком сильно затянутый крепеж головки блока цилиндров;
- применение в качестве топлива низкокачественного бензина, вызывающего детонацию при передвижении.
Комментарий эксперта: Г. Шевелев, мастер-ремонтник: «Список причин неполный и не дающий представления о широте проблем, которые могут вызвать как повреждение прокладки, так и неприятности, неизбежные, если хозяин не позаботился о своевременном ремонте. Например, движок перегревается из-за неисправности системы охлаждения, постоянной детонации, калильного зажигания и десятка других причин. Их взаимосвязь означает вероятность перегрева мотора при повреждении прокладки, а затем перегрев наступает из-за выхода ее из строя. Избыточное нагревание двигателя может быть следствием искривления ГБЦ из алюминиевого сплава».
Основные сигналы
Система автомобиля, как и человеческий организм, отличается взаимосвязанностью происходящих процессов, развитием цепной реакции. Симптомы, основные или дополнительные, часто неинформативны, характерны для разных заболеваний, нуждаются в проведении диагностических исследований.
К базовым признакам пробитой прокладки ГБЦ относят:
- быстрое нагревание двигателя, охлаждающей жидкости, появление газовых пузырьков в расширительном бачке;
- топливо, смешанное с антифризом, маслом, охлаждением;
- усложнившийся запуск движка, из-за попадания в смесь топлива и воздуха отработанных газов из второго цилиндра, но после прогревания он начинает работать нормально;
- синий (при потере масла) или белый (поврежден контур охлаждения) дым.
К дополнительным признакам относятся неочевидные, которые могут указывать и на другие поломки, например, отказ термостата или неисправности охлаждающей системы происходит выброс из расширительного бачка газов, а попадание антифриза в поддон для масла происходит образование эмульсии радикального белого цвета.
Дополнительные симптомы
Троение сложно отнести к нетипичным, но оно возникает только в случае образования пробоя между цилиндрами и не сопровождается другими проявлениями. Неопытный автолюбитель может отметить неровную работу ДВС. Применение компрессометра поможет обнаружить пониженное давление в двух цилиндрах одновременно. Если случился наружный прострел (достаточно редкий случай), двигатель начинает работать с непривычным шумом, открыв капот, водитель обнаруживает выхлопные газы, идущие из-под ГЦ. Этот признак характерен, просто сама поломка нетипична.
Другие признаки:
- снизился уровень антифриза (он попадает в цилиндры);
- не работает печка (по той же причине, что и попадание газов в расширительный бачок);
- если прокладка прогорела между контуром охлаждения и цилиндром, из выхлопной трубы начинает вырываться белый дым;
- вывернув свечи, водитель обнаруживает загрязнение на всех, кроме одной, оставшейся чистой;
- обнаружив эмульсию на заливной пробке и констатировав, что повысился уровень масла, можно считать, что автовладельцу не повезло, поскольку в этом случае движок работает уже не на масле, а на его смеси с водой.
Немногим лучше обнаруженная жирная пленка в системе охлаждения. Для его предотвращения разработчики предусмотрели специальную вставку из меди в канале для масла. Любой водитель, имеющий обыкновение ревизовать подкапотное пространства, легко обнаруживает этот симптом неисправности и делает вывод о прогорании прокладки ГБЦ.
Особенности диагностики
У отечественных автолюбителей распространено несколько пренебрежительное отношение к продукции российского флагмана автомобилестроения – концерна АвтоВАЗ. Однако в отличие от Субару, где одна модель выпущена с конструктивным изъяном, периодически приводящим к перегоранию прокладки, в ВАЗ 2107 и других востребованных представителях отечественного автопрома, можно ездить без таких поломок, позаботившись о качественном антифризе и нормальном тосоле, практически 100 тыс. км.
Асбестовые или паронитовые прокладки подвержены пробоям, а иногда и разрывам. На «семерке» прокладка редко приходит в негодность из-за банального износа. Практический опыт показывает, что на ней можно ездить от одного капремонта до другого. Но это при условии, что в машине исправен мотор и соседствующие сегменты. Если же произошли неочевидные или проигнорированные поломки, замена неизбежна. О ремонте прокладки ГБЦ может идти речь только в самых крайних случаях, и нет гарантии, что отремонтированный расходник не доставит в ближайшее время неприятностей.
Многое зависит от правильно выбранного материала, однако у каждого из них отмечают свои плюсы и минусы.
Симптомы зависят от места поломки и проявляются:
- в сбое работы движка или его перегреве;
- выпадении конденсата на свечах зажигания;
- масляных потеках;
- дыме разного цвета;
- присутствии хладагента, масла, газов в нехарактерных местах.
Эксперты советуют проводить комплексную диагностику, а не сразу приступать к демонтажу ГБЦ, обнаружив один из признаков, в особенности, неочевидный, который может указывать и на другие неисправности. Если позволяют финансы, лучше доверить замену профессионалам, потому что причиной нового пробоя могут быть некорректная установка или дефекты крепежа – слабо, сильно или непоследовательно затянутые болты.
ВАЗ 2110
Признаки неисправной прокладки и в этой модели не отличаются характерностью. Внимание акцентируется на факторах, влияющих на долговечность этого расходника, в их числе – качественность охладителя, масла, топливо, отсутствие неисправностей в системе, дислокация пробоя в прокладке. Указывается и модель авто. Но как именно влияют конструктивные особенности 2110 на диагностические критерии, нигде не упоминается.
Есть только некоторые отличия в процедуре замены на моторе с 16-ю или 8-ю клапанами. В первом случае не требуется демонтаж ресивера и выставление метки на ременных шкивах с их последующим снятием. В остальном процесс замены, как и признаки, указывающие на поломку, практически идентичны.
Другие отечественные модели
Неисправность прокладки ГБЦ 2114 8 клапанов обнаруживается по привычному ряду признаков. Народные умельцы рекомендуют применение презерватива или бутылки с водой. Заполняемость интимного предмета зависит от степени разгерметизации. Погружение сапуна в жидкость дает пузырьки воздуха или охлаждающую жидкость, и это означает, что прокладка исправна и появившиеся признаки имеют другую этимологию.
Подробное изучение рекомендаций показывает:
- Калина 8 клапанов практически ничем не отличается от вышеупомянутой модели. Единственное требование – внимательный выбор материала для прокладки и замена в соответствии с указаниями от производителя (разборка и сборка в строго определенной последовательности).
- Приора — настолько характерный продукт бизнес-деятельности АвтоВАЗ, что профильные сайты просто дают указание на эту модификацию, а публикацию просто перепечатывают в неизменном виде. Владельцы этого популярного авто могут смело ориентироваться на общие и дополнительные признаки поломки. Или применять три метода диагностики: цвет дыма, крышка маслоналивной горловины, запуск мотора и ожидание дыма в промежутке между головкой и блоком.
- Нива Шевроле. Владельцы этой модели конкретны и практичны, предлагают сразу ознакомиться с видео о симптомах пробитой прокладки. Но они в целом не отличаются от вышеперечисленных, и в этом можно убедиться:
https://youtu.be/4r2bLcRLio4
Симптомов неисправности прокладки сразу несколько, но универсальных нет. В разных случаях они указывают на поломку конкретной дислокации. Результатом может стать неровная работа двигателя, появление функциональных жидкостей в нехарактерном месте.
Основными причинами повреждения называют неправильно сгорание топлива, перегрев ДВС и горячие точки (применение абразивов, неправильный крепеж, загрязненный блок цилиндров, повреждение резьбы у болтов и пр.)