Все марки

Уход за электропроводкой автомобиля

Уход за электропроводкой автомобиля

Мало кто не задавался вопросом: какая деталь важнее всего в автомобиле?
— Многие из вас скажут: двигатель и возможно, будут правы. Ведь двигатель – это сердце автомобиля. Тогда электропроводка, – это его нервная система, по которой бесконечным потоком бегут импульсы данных, снабжаются электрической энергией блоки и агрегаты, приходят данные от датчиков, отдаются команды исполнительным реле и блокам, чтобы сложный электронно-механический организм функционировал четко и слаженно, без сбоев.

Уход за электропроводкой автомобиля
Уход за электропроводкой автомобиля

Любое повреждение, а также бездумное вмешательство в нее чревато сбоем в работе электронных систем, выходом из строя дорогостоящих электронных блоков и другим необратимым последствиям, вплоть до возгорания автомобиля. Поскольку величина тока замыкания может достигать нескольких тысяч Ампер.
Об этом необходимо помнить каждому владельцу автомобиля.

Электропроводка является одним из самых скрытых и в то же время, самых пожароопасных элементов автомобиля. Несмотря на то, что большая часть электропроводки скрыта под блоками в подкапотном пространстве, под торпедо и в полостях кузова и защищена износостойким гофрированным рукавом и (или) специальной тканью, она нуждается в периодической ревизии и уходе.

Чтобы обезопасить себя от столь негативных последствий и свести к минимуму дорогостоящие визиты к автоэлектрику, следует придерживаться несколько простых правил, которые будут описаны ниже.

АКБ и генератор

Как показывает опыт, многие проблемы с электропроводкой начинаются с аккумуляторной батареи и ей же заканчиваются. Визуально все клеммы должны быть чистые, без следов коррозии. Если это не так, необходимо очистить их до блеска как снаружи, так и внутри и обработать специальным составом, препятствующим появлению коррозии. Также, все клеммы должны быть затянуты для достижения хорошего контакта.

Плохой контакт часто является причиной затрудненного запуска двигателя. Совсем нелишне будет обзавестись самым простым цифровым или стрелочным мультиметром и периодически измерять им напряжение на клеммах как в состоянии покоя, так и на работающем двигателе.

Измерение напряжения на клеммах

Напряжение на клеммах ниже 12,5 Вольт при измерении с заглушенным двигателем свидетельствуют о неисправности аккумуляторной батареи или о слишком большой утечке тока.

Об утечке также свидетельствует и вялая работа стартера после длительной стоянки. В этом случае следует отыскать причину утечки тока, от которой разряжается аккумуляторную батарею.

Аналогично следует периодически измерять напряжение на клеммах АКБ при работе двигателя. Если оно ниже 14 Вольт при работающем двигателе, это напрямую свидетельствует о неисправности генератора, либо об окислении контактов силового плюса или «массы» двигателя.

Генератор и аккумуляторная батарея. Автомобильные источники электроэнергии

Точки крепления «масс»

Точки крепления «масс» играют решающую роль при пуске и работе двигателя. При окислении одной или нескольких точек крепления «массы» двигатель может перестать запускаться, работать с перебоями, «троить», не развивать максимальную мощность, может резко ухудшится, либо полностью пропасть зарядка аккумуляторной батареи.

При этом контрольная лампочка зарядки на приборной панели не всегда может светиться. Исходя из перечисленного, все точки крепления провода «массы» следует периодически проверять на наличие коррозии, при необходимости зачищать, смазывать и плотно закреплять на кузове и двигателе.

Дополнительные силовые провода

Отдельно следует сказать об установке дополнительных силовых проводов для автоакустики и другого дополнительного оборудования.

На сегодняшний день, эти провода являются чемпионами по возгораниям. Несмотря на толстый слой изоляции и наличие предохранителей (чаще жучков), при неправильной установке и размещении они несут в себе очень серьезную угрозу.

Дополнительное оборудование на автомобиле

Силовые предохранители должны размещаться как можно ближе к плюсовой клемме аккумуляторной батареи и быть хорошо заизолированы. А сам силовой провод должен быть проложен таким образом, чтобы полностью исключалась любая возможность его повреждения как движущимися и вращающимися частями, так и острыми краями любых других элементов, а также в результате вибрации.

Соединение силовых проводов скрутками, даже хорошо заизолированными лентой – недопустимы. Провода должны соединяться только через специальные муфты или клеммы. Перегрев силовых проводов не допускается. Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполнено, силовой провод следует немедленно отключить и демонтировать, а от его дальнейшего использования отказаться.

То же самое касается и дополнительных устройств, например, подогревателей. Если не обеспечиваются элементарные требования безопасности, от устройства следует отказаться. Поскольку, всегда следует помнить, что безопасность в автомобиле все же важнее дополнительного комфорта.

Профилактическое обслуживание электропроводки

  1. Полную ревизию состояния электропроводки следует производить не реже, чем один раз в полгода. Например, при сезонной замене масла и других жидкостей, проверяется состояние защитного гофрированного рукава на предмет обрывов, трещин, потертостей, попадания влаги.
  2. Натяжение электропроводки и отдельных проводов равно как и сильное провисание недопустимы. Это устраняется выправлением проводки по длине или установкой дополнительных пластиковых хомутов.
  3. Всю проводку следует очистить от грязи и пыли и произвести её полный осмотр, начиная с датчиков, фар и других элементов, попутно проверяя состояние всех электрических разъемов и блоков сначала в подкапотном пространстве, затем в салоне под торпедо и далее, до багажного отделения.
  4. Если проводка расположена в скрытых полостях, следует проверить резиновые уплотнители, заглушки и демпферы в местах стыковки и ухода проводки в скрытую полость. Если имеются признаки потертости, износа или отсыревание, причины их появления следует немедленно устранить, а проводку отремонтировать или заменить новой.

Предохранители, реле, разъемы и блоки

Поразительно, но от многих владельцев часто приходится слышать житейскую мудрость о том, что если не заглядывать в труднодоступные места, то все и дальше будет работать исправно. Увы, но подобная «мудрость» очень часто оборачивается внезапным отказом электрооборудования.
Поэтому, мы рекомендуем периодически производить ревизию не только аккумуляторной батареи и электропроводки, но также состояния и блоков, предохранителей и разъемов, идущих к ним. При проверке предохранителей лучше всего вооружиться контрольной лампочкой с острым щупом. Так вы быстро сможете проверить все предохранители и заменить сгоревшие. Допустимо проверять предохранители мультиметром в режиме прозвонки.

Прозвонка автоэлектроники
Уход за электропроводкой автомобиля

Если при осмотре вы выявили сгоревшие предохранители, следует осмотреть состояние гнезд на предмет подгорания или окисления и устранить причину перегорания. Категорически запрещается устанавливать предохранители большего номинала (например, предохранитель на 30 А на место предохранителя на 15 А) самодельные предохранители, жучки и другие токопроводящие предметы.

Помните: причина перегорания предохранителя должна быть выявлена и устранена немедленно!

Наряду с предохранителями полезно проверять и реле. Все контакты должны быть без следов подгорания, окисления. А контактные площадки реле не должны быть оплавлены. В противном случае следует найти и устранить причину перегрева и оплавления.

Реле не должны болтаться в креплениях и клеммах, корпуса реле не должны сниматься и демонтироваться. Все реле при работе не должны сильно нагреваться. При сильном нагреве и оплавлении корпуса реле следует немедленно заменить.

Немаловажную роль в безотказной работе всех блоков играют разъемы. Перед тем как осматривать состояние всех разъемов, следует отключить «массу» аккумуляторной батареи (снять клеммы). Это необходимо сделать для исключения появления ошибок и сбоев при работе блоков. Для доступа к блоками и разъемам целесообразно снять крышки и защитные пластиковые кожухи.

Все разъемы не должны иметь следов коррозии и подгорания. В противном случае их необходимо заменить. Аналогично, разъемы блоков не должны иметь следов окисления и подгорания. При их обнаружении, следует устранить причину. По возможности, все электронные блоки следует осмотреть на предмет скопления влаги. В качестве профилактики следует обработать все разъемы специальным влагоотталкивающим и антикоррозионным составом для обеспечения лучшего контакта.

ЕЩЁ

Особое внимание следует уделить разъему прикуривателя и диагностическому разъему. Их следует периодически чистить от пыли, грязи и нагара. По возможности, следует осмотреть и шины передачи данных (CAN-LIN). Их скрутка должна быть равномерной, без надрывов. Провода не должны быть сильно натянуты или зажаты между пластиковыми деталями. При обнаружении подобных дефектов, их следует немедленно устранить.

Отдельное внимание следует уделить проводке дверей. Как показывает практика ремонта, это одни из самых проблемных мест в автомобильной проводке. Если провода сильно натянуты, их следует ослабить. Для этого необходимо снять обивку дверей, предварительно отключив «массу» АКБ и сняв разъемы и легко, без лишних усилий подтянуть пучок проводов между дверью и кузовом автомобиля в защитном резиновом кожухе так, чтобы максимально ослабить натяжение и исключить их перетирание внутри пучка.

И также следует осмотреть места ввода проводов в дверь, и в кузов. При необходимости исключить их трение о металлические элементы двери и кузова. Все сломанные крепления проводки необходимо отремонтировать.

Сигнализация и другое дополнительное оборудование

Если в автомобиле установлена нештатная сигнализация, её элементы должны быть установлены таким образом, чтобы исключить вероятность короткого замыкания или обрыва проводки.

Комплект автосигнализации

Вспоминается случай, когда благодаря неправильной установке сигнализации на рулевой вал была намотана вся проводка от замка зажигания, включая силовые плюсы, что мягко говоря, было большой неожиданностью для водителя в процессе движения…

Поэтому, вся нештатная проводка должна быть проложена таким образом, чтобы полностью исключалась возможность её повреждения.

Рабочие блоки сигнализации закрепляются таким образом, чтобы также полностью исключалась возможность их перемещения и выпадения. Врезка в штатную проводку должна быть выполнена таким образом, чтобы полностью исключалась возможность обрыва или замыкания.

Все силовые предохранители сигнализации должны быть смонтированы в доступном месте, исключающим возможность короткого замыкания. Вся нештатная проводка должна быть защищена от механического воздействия. При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий, от сигнализации и другого оборудования лучше отказаться, либо произвести монтаж в соответствии с требованиями безопасности.

Профилактика неисправностей автомобильного генератора

* * *

Выполняя эти нехитрые профилактические действия, можно добиться от автомобиля надежной и безотказной работы, исключая многие неприятные моменты и затраты на обслуживание профессиональными мастерами.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии