Сколько заряжается аккумулятор автомобиля
Сколько времени должен заряжаться аккумулятор нужно знать каждому автовладельцу. Это поможет не только поддерживать в исправном состоянии всю электросистему автомобиля, но и продлить срок службы батареи. Чтобы ответить на вопрос о длительности зарядки, нужно учитывать несколько факторов, среди которых тип АКБ, его емкость, сила тока, напряжения заряда и прочее. Но перед тем как подключить к нему ЗУ, следует определить степень его разряженности.
Содержание
ToggleКак определить уровень заряда АКБ
При отсутствии специального индикатора на самом источнике питания и на приборной панели авто, сделать это можно двумя способами:
- по напряжению на контактах (потребуется мультиметр или вольтметр);
- по плотности электролита (нужен ареометр).
Полностью заряженный аккумулятор на клеммах показывает 12.7 Вольт. Если он посажен в ноль – значение будет 11.7 В. От сюда делаем вывод, что каждые 0.1 В – это 10% заряда. Замер нужно проводить без нагрузки при температуре 20-25 °С.
Например, вы приложили щупы мультиметра к клеммам и увидели на дисплее значение в 12.2 В. Это говорит о том, что ваш АКБ заряжен на 50%.
Второй способ более точный, однако он подход только для обслуживаемых источников питания. Для этого нужно снять пробки и при помощи ареометра взять пробу электролита. Его плотность измеряется в г/см3. Чем ниже заряд, тем меньше его плотность. Зная это, можно легко узнать степень разряженности батареи.
Заряженный на 100% АКБ имеет плотность 1.27-1.28 г/см3. Полностью разряженный – 1.1 г/см3. Отсюда узнаем, что каждые 0.01 г/см3 равняются 6% заряда батареи.
Например, вы взяли пробу электролита, прибор показал плотность 1.24 г/см3. Значит ваш аккумулятор заряжен на 76%.
Замер проводится из каждой банки при 20-25 °С. Обязательно соблюдайте технику безопасности, помните электролит – это кислота. Перед проверкой отключите ЗУ и подождите несколько минут.
Каким током и напряжением следует заряжать АКБ
Оптимальное напряжение для зарядки аккумуляторов изготовленных по разным технологиям отличается, о чем мы поговорим ниже. Но при этом есть несколько общих требований.
Лучший и самый безопасный способ зарядки – выставить максимальное напряжение 14.7 В, а ток 1/10 от общей емкости. Например, для АКБ 60 А*ч сила тока должна быть 6 Ампер.
Качество зарядки и сила тока обратно пропорциональны. То есть, чем больше ток заряда, тем хуже качество зарядки, а соответственно аккумулятор будет быстрее разряжаться. Если вы не торопитесь, то лучше выставить ток силой 1/20 от емкости аккумулятора. Для 60 А*ч – 3 А. Необслуживаемые источники питания заряжаются током не более 1/20 от емкости (для 60 А*ч током 3 ампера).
В процессе напряжение будет постепенно увеличиваться, а ток оставаться прежним. После достижения значения 14.7 вольт его рост прекратится, так как это ограничено настройками зарядного устройства. Дальше сила тока постепенно снижается до 0.5 А. Если в течение 2-3 часов этот показатель не меняется, можно считать, что аккумулятор зарядился полностью. Если использовать автоматическое ЗУ, оно самостоятельно подбирает необходимые параметры зарядки.
Важно! Напряжением в 16 вольт можно заряжать далеко не все типы автомобильных аккумуляторов. Гелевые и гибридные устройства можно попросту «убить». При выборе нужного напряжения лучше опираться на рекомендации производителя. Допустимое значение часто указывается на корпусе, обозначается оно так: «cycle use», а максимально допустимая сила т ока «max initial current».
Как долго нужно заряжать аккумулятор
Конкретно определенного времени для этого нет, так как на продолжительность зарядки влияет сразу несколько факторов. Поэтому процесс может длиться от нескольких часов до пары суток.
Основное влияние на время зарядки оказывают четыре фактора:
- Разряженность аккумулятора. Полностью посаженный источник питания заряжается намного дольше, чем на половину посаженный.
- Износ АКБ. Пластины АКБ имеют свой ограниченный ресурс и со временем начинают осыпаться и терять емкость. То есть аккумулятор на 60 А*ч по факту будет иметь 45-50 А*ч., а, следовательно, он заряжается быстрее, чем такой же новый.
- Сила тока и напряжение. Чем больше ток, тем быстрее идет зарядка, и наоборот.
- Скорость приема энергии. Холодное устройство заряжается медленнее – скорость протекания химических процессов (электролиза) зависит от температуры. Поэтому в зимний период, аккумулятор перед зарядкой рекомендуется прогревать.
При использовании автоматического ЗУ, оно самостоятельно определяет, когда батарея заряжена, отключается и оповещает о завершении процесса. Если использовать неавтоматическую зарядку, следует контролировать, когда напряжение перестанет расти, а ток упадет до 0.5 А и зафиксируется на этом значении. После проверяется напряжение на клеммах либо плотность электролита.
Также можно рассчитать примерное время зарядки по формуле:
Т=С/I+10%, где
Т – время, требуемое на полную зарядку;
С – емкость АКБ;
I – сила тока зарядки;
10% – потери электричества в виде тепловой энергии.
Например, для 60 А*ч:
60/6+10%=11 часов
Отсюда узнаем, что на зарядку аккумулятора емкостью 60 А*ч при силе тока заряда 6 А нам потребуется 11 часов. Узнать о том, что он зарядился можно двумя способами. Проверить мультиметром напряжение на клеммах – должно быть 12.7 В; проверить ареометром плотность электролита – оптимальный показатель 1.27 г/см3. Замеры проводятся после отключения ЗУ от батареи.
Время зарядки в зависимости от типа АКБ
Существует два основных типа АКБ – обслуживаемые и необслуживаемые. И в тех, и в других содержится кислота, поэтому эксперты не рекомендуют самостоятельно обслуживать или ремонтировать неисправные батареи без должного опыта. Чем же отличаются эти два типа источников питания.
У обслуживаемого имеется прямой доступ к банкам. Так вы можете контролировать уровень электролита, его плотность и цвет. Благодаря этому проводится ремонт и обслуживание устройства.
Корпус необслуживаемой батареи герметично запаян, и внутрь доступа нет. На некоторых моделях установлен индикатор, по которому определяется степень зарядки АКБ и его общее состояние. Из обслуживания возможна только его установка на зарядку.
Одна из главных особенностей необслуживаемого типа – даже при перезарядке, пары раствора не выходят за пределы корпуса, а попадают в систему фильтрации клапанного механизма на крышке. После остывания пары конденсируются в жидкость и попадают обратно в банки. Однако пластины все же со временем разрушаются, что и приводит АКБ в негодность. Узнать об этом можно по цвету электролита – он становится багровым.
Как и сколько заряжать необслуживаемый АКБ
Такой тип аккумуляторов заряжается током 10% от емкости, то есть для 60 А*ч это 6 А. Однако, чтобы электролит не кипел и пластины меньше разрушались, лучше заряжать щадящим током – 1/20 от общей емкости батареи. А лучше использовать автоматическое зарядное устройство, выдающее импульсный ток от малого к большому значению. Так вода из раствора испаряется меньше и разрушается сульфатация на пластинах.
Без автоматического ЗУ перед тем как ставить аккумулятор заряжаться, нужно узнать насколько он разряжен и примерное время на его полную зарядку. Для этого проводятся несложные вычисления.
Как мы уже знаем 12.7 В – это 100%, 11.7 В – 0%. От сюда известно, что разница 1 вольт, соответственно 0.1 В равен 10% заряда. Далее мультиметром замеряем напряжение на клеммах. Допустим у нас показало значение 12 В ровно.
Узнаем на сколько сильно посажен АКБ:
12,7-12=0,7
Затем полученное значение умножаем на 100%. Эта цифра говорит о том, что батарея посажена на 70%. Емкость нашего аккумулятора 60 А*ч, значит за час он может отдать 60 ампер тока. Нам нужно восполнить недостающие амперы, сколько это узнаем так:
60А х 70 % / 100% = 42 А
От сюда, для восполнения заряда, нам нужно в течение 1 часа подавать ток силой 42 ампера. Но так мы «убьем» батарею, максимальный ток не должен превышать 10% от емкости (в нашем случае 6 А). Считаем сколько потребуется времени для восполнения 42 А при силе тока 6 А.
42/6 = 7
Нам потребуется 7 часов. Таким образом для вычислений нужно знать только верхнее и нижнее значение.
Как и сколько заряжать обслуживаемый АКБ
Зарядка такого типа немного сложнее. Для начала следует выполнить подготовительные работы:
- снять батарею с авто – заряжать ее на транспорте небезопасно;
- очистить корпус от пыли и грязи, на клеммах снять окисление мелкой наждачной бумагой;
- проверить уровень электролита, если нужно долить раствор или дистиллированную воду;
- снять колпачки на каждой банке.
Затем подключаются выходы из ЗУ к аккумулятору, и только после этого зарядка включается в сеть. Также важно соблюдать технику безопасности и применять средства защиты. Зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении.
Аккумулятор заряжается током 10% от общей емкости АКБ. Как и в предыдущем случае сначала нужно узнать степень разряженности. Для этого можно использовать мультиметр, как в случае с необслуживаемой батареей, так и ареометр.
Мы знаем, что электролит в полностью заряженном аккумуляторе будет иметь плотность 1.27 г/см3, посаженный в ноль – 1.11 г/см3. То есть 0.01 г/см3 равен 6%.
В качестве примера опять рассмотрим наш АКБ на 60 А*ч. Допустим мы взяли пробу и получили значение 1.2 г/см3. Считаем по тем же формулам:
1,27 – 1,2 = 0,07
Далее умножаем 0.07 на 6%, а после на 100%. Так мы узнаем на сколько разрядился наш источник питания. Получаем 42%.
Считаем сколько это в амперах:
60 А х 42% / 100% = 25,2 А
Нам не хватает 25 ампер. Считаем сколько он будет заряжаться при токе 6 А:
25 / 6 = 4.16
Нам потребуется чуть больше 4 часов. Если плотность не достигла значения 1,27 г/см3, можно попробовать немного поднять напряжение зарядки. Для этого переводим ограничение на 16 В, а ток опускаем на 1/20 от емкости (в нашем случае 3 А). Можно поставить еще меньше, так длительность увеличится, зато вы полностью исключите возможность закипания электролита. На такой режим может потребоваться до 4 часов, все зависит от скорости восстановления плотности электролита.
Ускоренная зарядка
Бывают случаи, когда требуется срочно зарядить аккумулятор. В таком случае можно использовать ускоренный способ зарядки. Это помогает в кратчайшие сроки восстановить заряд батареи, но долго запускать двигатель им не получится. Поэтому все равно после возвращения придется зарядить его в обычном режиме.
Для таких случаев в некоторых моделях зарядных устройств предусмотрен режим Boost. После его включения на батарею поступает ток значительно большей силы. Это позволяет привести в более-менее рабочее состояние АКБ за 15-20 минут.
Если на вашем ЗУ такого режима не предусмотрено, но есть возможность ручной регулировки тока, тогда воспользуйтесь ей. Для быстрой зарядки нужно подать 30 % от общей емкость. Например, для 60 амперного аккумулятора это значение будет 18 А. Превышать его крайне не рекомендуется – это негативно сказывается на пластинах, в итоге источник питания очень быстро выходит из строя.
Вообще быстрая зарядка небезопасное и губительное для АКБ занятие, поэтому прибегать к нему можно только в случае крайней необходимости. По возвращению из поездки батарею следует зарядить в обычном режиме.
Заключение
Для продления эксплуатационного срока аккумулятора необходимо следить за его состоянием, регулярно обслуживать и своевременно заряжать, строго соблюдая инструкцию и технику безопасности. Перед тем, как подключать батарею к зарядному устройству, следует узнать примерное время зарядки, и каким током заряжать. Сделать это можно двумя способами – при помощи мультиметра замерив напряжение, либо ареометром взяв пробу электролита. Все манипуляции, в том числе и зарядка проводятся при комнатной температуре (20-25 °С).