Все марки

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

Оснащенность современного автомобиля предполагает наличие развитой электросети, в которой необходима периодическая стабилизация напряжения. Транспортные средства выпускаются в разных странах, конструируются разработчиками по вариабельным принципам. Это означает, что регуляторы сети могут быть разного типа. Проверка реле напряжения проводится в некоторых случаях, преимущественно, при подозрении на неисправности, проблемах с недостаточной или избыточной зарядкой аккумулятора. Для этого применяется мультиметр, известный также, как тестер или авометр.

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

Какие бывают реле

Принцип, используемый в регуляторах-реле, примерно одинаков: в каждом устройстве такого предназначения есть три конструктивных элемента: чувствительный (для измерения), управляющий (для сравнения) и регулирующий, название которого не нуждается в объяснениях.

Подключение функционального устройства обеспечивает работу сразу в трех направлениях:

  • измеряет силу тока в обмотке возбуждения генератора;
  • сравнивает ее с заданными параметрами нормы;
  • с получением сигнала о несоответствии с эталоном, занимается изменением тока, возвращая уровень напряжения в нормальные границы.

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

В повседневной практике можно встретить регуляторы вибрационные, контактно-транзисторные, электронные (или бесконтактные и интегрально-транзисторные).

Комментарий эксперта! В. Щепкин, инженер-конструктор: Приведенное выше деление весьма условно, и оно не отражает многообразия существующих реле, даже если речь идет только об автомобилях. Реле напряжения есть в бытовой технике, в квартирах, они управляют системами, защищают и автоматизируют их. Есть работающие от тока напряжения, частоты и мощности. Первыми были вибрационные и по сложившейся тенденции, именно их и называют реле-регуляторами.

Мониторинг состояния

Водитель всегда может определить наличие неисправности в своем любимом авто по очевидным и малозаметным признакам. Даже если не ездить ежедневно, есть симптомы, которые сложно игнорировать. В ТС устанавливают регуляторы двух типов: совмещенные, (когда в генераторном корпусе установлен регулятор вместе со щеточным узлом) и раздельные, с расположением реле в моторном отсеке, с проводами, направленными от генератора и идущими к генератору.

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

Основной метод диагностики неисправности – проверка реле напряжения, с целью выявления поломки, но ремонт проводится редко, поскольку у функционального приспособления обычно неразборной, залитый клеящим и герметизирующим составом корпус. Его починкой занимаются в случае крайней безысходности: в глухомани, где нет автомагазинов и разборок или от тотального отсутствия денежных средств на приобретение нового. В отечественных авто — это совсем недорогая запчасть.

Интересно! Какие тормозные колодки лучше поставить на свою ласточку

Симптомы

Характерные признаки – пониженное напряжение (аккумулятор не заряжается, машина не заводится), или повышенное – электролита стало меньше в банках, или же он совсем выкипел.

Нетипичные, или нераспространенные симптомы:

  • отсутствие подсветки на приборной панели;
  • неполадки не на старте, а уже во время движения;
  • фары горят, но тускло даже в темное время суток;
  • некорректно работают или саботируют указания дворники, обогреватель, аудиосистема;
  • непривычное поведение аккумулятора при зарядке;
  • появление белесого осадка на корпусе батареи.

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

Есть и еще более редкие, которые неопытному водителю сложно соотнести с неисправностью реле-регулятора, потому что они могут быть сигналом и о другой неисправности: не горит лампочка при включении зажигания, индикатор АКБ продолжает светиться после запуска двигателя, фары прибавляют и убавляют интенсивности при разных оборотах двигателя, отключаются индикаторы на высоких оборотах, с первого раза невозможно завести ТС, а батарея разряжается с аномальной скоростью.

Ревизия «пятерки»

В автомобиле ВАЗ 2105 такие симптомы обнаруживаются на месте стоянки или локализуются уже на момент передвижения. Самое частое время возникновения неполадок – глубокая осень и продолжительный холодный период. Начинают диагностику с ротора и статора, переходят к выпрямительному блоку, завершающей стадией проверки становится проверка реле-регулятора. Она проводится двумя методами – визуальный осмотр на предмет обнаружения внешней неисправности (это могут быть повреждения и дефекты), а затем, используя мультиметр в режиме вольтметра – делают ревизию корректности электрических характеристик.

При наличии в багажнике необходимого комплекта инструментов, этим можно заняться на месте остановки. Если же неисправность обнаружилась еще до выезда на маршрут, то в гараже или на месте стоянки. Обнаружив, при визуальном осмотре, что щетки выступают недостаточно (менее 0,5 см), на них есть следы инвазирования, они недостаточно или слишком свободно ведут себя в держателях, можно смело заниматься обновлением реле.

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

Проверка электрохарактеристик требует функциональной схемы, собранной из лампы для контроля, источника напряжения и мультиметра, работающего в режиме вольтметра (тестера, авометра).

Поэтапная проверка выглядит следующим образом:

  • включив источник энергии, устанавливают напряжение 13В, если горит сигнальная лампа, ток идет на обмотку возбуждения генератора;
  • повысив напряжение на 1-2 пункта (до 14-15) и увидев, что лампочка выключилась, можно сделать вывод, что реле-регулятор работает, потому что оно заблокировало подачу при превышении нормы;
  • если после плавного снижения напряжения до значения 13,2 В лампочка снова загорелась, значит, с реле регулятора нет никаких неприятностей.

Проверка, в ходе которой обнаружилось другое поведение построенной схемы, означает, что замена приспособления неизбежна, но расстраиваться не стоит. Деталь недорогая, в «Пятерке» меняется достаточно просто. Хорошо, что не сломалось что-то более весомое по стоимости. Специалисты рекомендуют завершить самостоятельную диагностику неполадок такого рода проверкой конденсатора. Его емкость определяется специальным прибором. омметром с расширенной шкалой. Выводы подключают к приспособлению. Если рост сопротивления происходит практически с нулевого, и быстро достигает затем предельных величин, можно диагностировать неисправность, но устранить ее не получится.

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

Генератор: возможные проблемы

Продукция нынешнего автоконцерна ВАЗ выпускалась до 2006, на протяжении трех десятилетий. Модель 2106 считается одной из самых популярных, если судить по статистическим данным о покупателях и владельцах. Однако одной из самых частых проблем, упоминаемых автовладельцами, считают неисправность генератора. Реле-регулятор выполняет свойственную ему функцию: ограничивает уровень напряжения, не давая избыточной энергии попадать в аккумулятор и другие сегменты конструкции, работающие от напряжения.

ЕЩЁ
Эволюция систем зажигания авто

Как и в 2105, оптимальным считается уровень в районе 13,5 В. Характерным симптомом неисправности реле-регулятора считается нормальная работа генератора при неполадках с зарядкой АКБ. Контактные реле, устанавливаемые на самых первых моделях ВАЗа объявлены безнадежно устаревшими и заменены на электронные функциональные приспособления. На «шестерке» проверка реле осуществляется тем же способом, что и на пятерке, но на практике неисправность может появиться не только из-за этого.

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

Она может крыться в неисправности самого генератора или его частей:

  • обрыве ремня генератора;
  • некачественном его натяжении;
  • аккумуляторе (проверяется тестером напряжение на клеммах, уровень нормы – 12-12,7В, в других моделях можно посмотреть в инструкции от производителя);
  • отсутствие зарядного тока означает, что неисправен генератор, а его меньшее значение или более высокое – недо- или перезаряд батареи.

Народные умельцы утверждают, что проверка генератора мультиметром – не единственный способ, который есть в распоряжении и владельца ТС. Ее можно проводить и в домашних условиях, но после обнаружения неисправности лучше не заниматься ремонтом самостоятельно, лучше обратиться к мастеру, который постоянно этим ремонтирует авто.

Как проверить реле регулятора напряжения генератора

Методы проверки

Мультиметр – привычное средство диагностики, применяется водителями самых разных ТС – от грузовика до скутера:

  1. Соединив + блока питания с регулятором, а минус с минусом, (находится обычно на ухе крепления реле), красный провод соединяют с плюсом, а черный – с минусовым значением.
  2. Два зачищенных провода присоединяют к щеткам.
  3. Для визуальной диагностики достаточно очистить узел от загрязнений и осмотреть на предмет повреждений, деформаций и сколов.
  4. Лампочку для этого можно взять обычную электрическую или снять с задней фары автомобиля, если это произошло в дороге.

Более подробная и наглядная инструкция – в видеоролике от мастера:

https://youtu.be/EypAvhphx0g

Первое, что советуют сделать – это прозвонить на импровизированном стенде реле-регулятор. Он не отличается от описанного выше, для «пятерки». Узнав с облегчением, что причина неисправности в реле, просто покупают новое и заменяют на него вышедшее из строя приспособление для регулировки.

Этот же импровизированный, но функциональный стенд применяют для прозвона генератора. Не прибегая к съему выпрямительного моста, тоже дислоцированного в этой области, красный провод мультиметра присоединяют к клемме 30, а черный к его корпусу. В одних тестерах есть режим прозвона (изображение диода), в других нужно ставить режим 1-2 кОм, и если прибор отображает бесконечное значение, то мост исправен, а отличающиеся от этого показания подтверждают неисправность диодного моста.

В доброжелательных инструкциях от мастеров автосервиса говорится, что этого достаточно для предварительной диагностики генератора, но найти настоящую причину невозможно без тщательного и профессионального обследования этого важного сегмента конструкции.


Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии