Основатель автомобильной марки CADILLAC
Хорошо знакомое нашим соотечественникам шутливое присловье про «доработку напильником» для американской автомобильной действительности чуть более чем столетней давности вовсе не было шуткой. До тех пор, пока в дело не вмешался Генри Лиланд, основатель автомобильной марки Cadillac.
Он заложил основные ценности компании, без которых и сегодня немыслим настоящий Cadillac, но это не единственная причина, почему его имя до сих пор на устах у тех, кто интересуется автомобилями. Лиланд был первым, кто изменил подход к производству и обслуживанию серийных автомашин, выстроив систему использования унифицированных и точно стандартизированных деталей. Поэтому в пантеоне выдающихся реформаторов автопрома его имя следует поставить рядом с именем Генри Форда.
Содержание
ToggleПочему Cadillac
«Кадиллак» это англоязычное прочтение «владетельного имени» французского офицера Антуана Ломе де ла Мота, господина де Кадий-яка, которое в течение его жизни в Новом Свете трансформировалось в часть фамилии.
В 25-летнем возрасте тот прибыл во французские владения в Северной Америке, чтобы попытать удачи в войнах с ирокезами, да так там и остался. В 1697 году Ломе предложил королю Людовику XIV план развития земель на северо-востоке материка, в ходе реализации которого в 1701 году основал на Великих озерах форт Поншартрен-дю-Детруа. Через шесть десятков лет форт перешел в руки англичан, которые прочли французское слово detroit («пролив») на свой манер, а первую часть в названии форта и вовсе упразднили за трудно-произносимостью.
Как вы уже догадались, речь идет о Детройте – столице американского автопрома и родине марки Cadillac.
Собственно, это все, что есть французского в летописи самой престижной автомобильной марки Америки. «Кадиллак» – это в первую очередь настоящая американская история.
Об основателе…
Родоначальник марки Генри Лиланд прежде был инженером-оружейником. Судьба предоставила ему работу на производстве Кольта, чье имя в свое время стало в Новом Свете синонимом справедливости. А в эпоху Лиланда оно было и символом точности и высочайшей стандартизации. Лиланд отлично усвоил эти принципы и воплотил их на автомобильной ниве.
История отношений Лиланда и автопрома началась ровно 110 лет назад. В 1902 году к нему обратился Генри Форд, работавший на автозаводе в Детройте главным инженером. Лиланду предлагалось оценить стоимость заводского оборудования и подготовить его к выставлению на торги, ведь Автомобильная компания Детройта была разорена. Однако Лиланд решил не пускать с молотка, а кардинально реорганизовать предприятие. А для начала придумать новое название. Основатель Детройта и впоследствии губернатор Луизианы, человек с авантюризмом в крови де ла Мот-Кадийяк показался Генри Лиланду вполне подходящей кандидатурой для того, чтобы назвать завод в его честь. Заодно Лиланд убедил Уильяма Мёрфи, финансового покровителя Форда, вложиться в новый проект.
«Кадиллак», по сути, возник из завода Форда, а первой машиной, выпущенной под брендом Cadillac, стала «модель А» не что иное, как прошедший «бейдж-инжиниринг» Ford А. Презентованный на нью-йоркском автосалоне, автомобиль поражал качеством сборки и изяществом отделки.
Из своего оружейного прошлого Генри Лиланд вынес рекламный трюк, при помощи которого коммивояжеры продавали продукцию Кольта: дюжину револьверов на глазах у покупателей разбирали на части, перемешивали детали, а потом, выбрав случайные, вновь собирали 12 боеспособных револьверов.
В 1907 году Лиланд решился проделать то же самое с автомобилями. Он использовал только три машины, но эффект получился не меньший.
Перед взором сотен жителей лондонского пригорода Брукленда механики сперва превратили машины в груду запчастей, а затем, выбирая из неё детали, снова собрали работоспособные автомобили.
Успех был колоссальным. На детройтский завод посыпались заказы из-за океана, а метод Лиланда начали применять и другие автопроизводители, в том числе и Генри Форд. Но не только он следил за молодой маркой. Наибольший интерес проявляла General Motors, которая в 1909 году выкупила у Лиланда и его сына компанию за 5,6 миллиона долларов, оставив им право руководить производством.
Не зря говорят, что «новый шаг вперед часто является следствием хорошего пинка под зад».
В истории Cadillac есть момент, который подтверждает это в полной мере. В 1910 году приятель Лиланда Байрон Картер заводил «Кадиллак» рукояткой. Мотор, с трудом запустившись, раскрутил рукоятку в обратную сторону, и она сильно ударила Картера по голове. Ранение оказалось столь серьезным, что через некоторое время тот скончался. Лиланда так потрясла смерть друга, что, стоя у его могилы, он поклялся сделать свои машины максимально безопасными.
В 1912 году автомобили Cadillac уже были оснащены электростартерами, сконструированными Чарльзом Кеттерингом, будущим основателем компании Delco.
Профилактика неисправностей стартера
Следующая инновация из тех, которые, однажды появившись на машинах Cadillac, до сегодняшнего дня остаются золотым стандартом автомобилестроения, V-образный восьми цилиндровый двигатель.
Cadillac продемонстрировал его в 1915 году, и до сих пор формат «ви-эйт» остается синонимом полноразмерной американской классики и продолжает свое триумфальное шествие по всему миру. В свое время формула V8 проникла даже за железный занавес и стала в Советском Союзе едва ли не обязательной для производителей как бензиновой, так и дизельной техники.
А вот для самого Лиланда это технологическое новшество стало последним — работа под чужим началом была для Генри все равно что нож поперек горла, и в год, когда за океаном вспыхнуло зарево Октября, родоначальник марки навсегда покинул Cadillac, чтобы основать новый автомобильный бренд.
Лиланд ушел, но заложенные им принципы остались. Весь XX век Cadillac был законодателем автомобильных мод. В 1926 году руководство марки наняло Харли Эрла, величайшего дизайнера своего времени, который создал «лицо» «Кадиллака» его узнаваемую радиаторную решетку.
О марке…
В 1930-е начался выпуск 16-цилиндровых V-образных верхнеклапанных моторов, которые поставили на модель с характерным названием Cadillac V-16. Тогда же – впервые на серийном авто появился кондиционер.
Во время Второй мировой, которая поставила крест на продажах модели V-16, завод переключился на выпуск военной продукции танков и авиадвигателей. После войны умами дизайнеров завладели аэрокосмические мотивы. Харли Эрл оказал огромное влияние не только на имидж марки, но и на все сознание мирового автопрома, поставив на машины самолетные и ракетные кили, множество хромированных деталей, а также панорамные стекла, дверные стойки с обратным наклоном и другие элементы, ставшие узнаваемыми чертами послевоенных «Кадиллаков».
Однако самый знаменитый автомобиль из всех, когда-либо выпускавшихся под шильдиком с гербом старого французского аристократа, был еще впереди.
В 1953 году с конвейера в Детройте сошел первый Cadillac Eldorado. Он будет выпускаться вплоть до 2002 года, пережив восемь инкарнаций, первые три из которых превратились в настоящий символ american dream, навсегда оставив свой след в литературе и голливудской кино классике.
А для других, наоборот, эта модель сделалась воплощением всего самодовольного, вычурного и даже нелепого в американском авто-дизайне, что подтолкнуло арт-группу «Муравьиная ферма» в 1974 году соорудить в Техасе инсталляцию «Ранчо «Кадиллаков».
Eldorado 1967 года (четвертое поколение) стал переднеприводным, а из-за особенностей расположения мотора и коробки их соединяла цепь, что является скорее мотоциклетным, чем автомобильным решением. «Кадиллаки» 60-х, кроме того, принесли в автомобильный мир моду на климат-контроль, обогреваемые сиденья и различные системы безопасности наподобие светящих вбок фар по углам переднего бампера.
К 1970-м на «Кадиллаках» появились подушки безопасности, а космический облик машин сменился строгими и лаконичными формами.
Среди моделей 80-х выделяется не слишком большой переднеприводный двухдверный Cadillac Allante – американец с европейскими генами. Дизайн этой машины родом из итальянского ателье Pininfarina, которое тесно сотрудничало с американским автопромом еще с довоенной эпохи.
«Алланте» вошла в автомобильную историю как машина с самой длинной сборочной линией, кузов строился на фабрике Pininfarina в итальянском Пьемонте, после чего в брюхе грузового «Боинга» доставлялся в США, где устанавливали двигатель и трансмиссию. Из-за этого автомобиль прозвали «летающим «Кадиллаком».
За его французским именем Allante стоят одновременно и динамичный облик, и лихой шик, но этот родстер не поехал так, как его назвали: не получившая мощного мотора машина оказалась довольно медлительной, и за семь лет продали всего 21 тысячу экземпляров, что как минимум вполовину меньше изначальных планов компании. В истории успеха Cadillac наступила пауза.
XXI век принес «Кадиллаку» обновленную внешность. Стиль, сочетающий тяжеловесность с резкими острыми гранями, свежие пропорции, выпуск как полноприводных, так и компактных моделей для европейского рынка, суперсовременная «начинка» и традиционно высокое качество отделки салона, все это способствовало нынешнему всемирному успеху Cadillac.
Сегодня, когда многие автомобильные бренды реинкарнируют свои культовые модели, Cadillac, которому, безусловно, есть чем похвастаться в плане истории, предпочитает идти своим путем. Среди современного модельного ряда марки особенно выделяются два автомобиля похожие и непохожие друг на друга – Cadillac SRX и Cadillac Escalade. Азартный полукроссовер-полууниверсал SRX, ставший самым продаваемым из «Кадиллаков» в 2010-2011 годах, стоит особняком в ряду многочисленных полноприводных машин благодаря своей необычной внешности.
Граненые формы, потрясающая выразительность оптики, смелые интерьерные решения обладатель SRX может быть уверен, что его авто уж точно ни на чье не похоже.
Напористой внешности машины вторят характеристики подвески, в Россию SRX поставляется только с более жестким, спортивным нравом. 271 -сильный мотор V6 готов выложиться по полной, особенно при старте с места. Шестиступенчатая коробка-автомат чуть менее проворна, но для любителей динамики есть ручной режим селектора. Этот довольно компактный, по меркам «Кадиллака», автомобиль имеет честный полный привод.
Передние колеса мотор крутит напрямую, а к задним крутящий момент подается через муфту с преднатягом. В салоне элегантная отделка, обилие кожи, множество электроприводов, а также отличный музыкальный центр, замечательная звукоизоляция и, разумеется, масса подстаканников куда же без них!
Мощность вкупе со сверх комфортным интерьером делает автомобиль настоящим королем дальних дорог, позволяющим не устать даже после нескольких сотен километров пути.
Умеренным аппетитом может похвастаться и Escalade в гибридной версии. Электрический «довесок» в трансмиссии, делающий машину тяжелее и доводящий её вес до 2,5 тонны, при городской езде на 20% уменьшает аппетит шестилитрового V8, который к тому же в моменты снижения потребляемой мощности умеет отключать пару или две цилиндров.
Даже когда Escalade не имеет шильдика Hybrid на передних крыльях, он все равно выглядит чемпионом во многом из-за своих выдающихся габаритов (до 5,6 метра в длину!), настоящим символом свободолюбивой Америки.
А в гибридном варианте воплощает в себе и её новые ценности, такие как безусловное уважение к окружающим: машина способна разгоняться на одной электротяге до 50 километров в час, что позволяет без шума и выхлопов стартовать от детской площадки или загородного коттеджа.
Escalade Hybrid демонстрирует и заботу об окружающей среде благодаря самым современным технологиям под капотом. Глядя на анимацию на центральном дисплее, водитель и пассажиры могут наблюдать за процессом зарядки аккумуляторов или за тем, как при рекуперативном торможении собираются ценные ампер-часы, и чувствовать себя самыми рьяными борцами за экологию. Ну или точно самыми весомыми…
Эксперты автомира всерьез говорят: в начале XXI столетия «Кадиллак» был фактически изобретен заново. И ожидают, что за возрождением последует новый золотой век, к которому марку приведет её новая философия, выраженная в двух словах: искусство и наука.