Nissan – история успеха всемирно известной японской автомобилестроительной компании
Компания «Nissan» была основана почти 100 лет тому назад. За это время данный бренд зарекомендовал себя в качестве одного из самых авторитетных на мировом автомобилестроительном рынке.
Содержание
ToggleНа протяжении периода своего существования компании пришлось преодолевать трудности, связанные с военным временем, реорганизацией и множеством иных обстоятельств. Несмотря на это она в результате смогла добиться невероятного успеха в сегменте своей деятельности и войти в перечень самых известнейших автоконцернов в мире.
Стоит отметить, что собственниками данного бренда в разные периоды времени считались не только японские бизнесмены. В середине 90-х годов большая доля акций компании была выкуплена холдингом «Renault», который смог оперативно возродить ее. В итоге была образована организация «Renault-Nissan-Mitsubishi», являющаяся основополагающей в истории создания производителя авто Nissan.
Сегодня корпорация «Nissan» считается владельцем большого количества предприятий, находящихся в Великобритании, Японии, ЮАР, Мексике, США, а также других государствах.
Кроме того, у нее есть свой собственный филиал, который специализируется на тюнинге машин. Он называется «Nismo».
В компании работает более 160 тыс. сотрудников. Она обладает активами, которые оцениваются примерно в 145 млрд. долларов. Этот холдинг выпускает дорогостоящие престижные машины премиум-класса Infiniti.
Предпосылки создания «Nissan»
Исторический путь компании «Nissan» начинается с 1911 года в период открытия первого предприятия по производству автомобилей «Kwaishinsha Co.». Учредитель данного завода Масухиро Хасимото является основателем японской автомобилестроительной отрасли.
Вначале эта фирма специализировалась только на разработке технических проектов и лишь к 1914 году ею был выпущен первый автомобиль Dat Car, внешний вид которого напоминал коробку из-за необычного конструктивного дизайна.
Данная машина получила свое название в честь трех основных спонсоров, инвестировавших свои собственные средства на реализацию проекта Масухира Хасимото – Мейтаро Такеучи, Рокуро Аойамы и Кенхиро Дена. «Dat Car» в переводе с японского языка обозначает «проворная машина», что в принципе удачно акцентировало одно из ключевых достоинств этого авто.
Другой компанией, сыгравшей основную роль в создании будущего автохолдинга «Nissan», является «Jistuyo Jidosha Co. Ltd.». Данное предприятие было основано в 1919 году. Его главной специализацией считалась разработка трехколесного авто, над проектом которого работал Вильгельм Горхам – ведущий американский инженер. Стоит отметить, что как раз ему принадлежит идея дизайнерского решения этой машины.
Данная компания часто прибегала к внедрению иностранных технологий на собственных производственных линиях. Помимо этого, она нередко закупала в Америке необходимые комплектующие детали и новейшее оборудование, за счет чего добилась статуса одного из наиболее современных в то время предприятий по выпуску автомобилей.
1926 год является для автоконцерна «Nissan» одним из главных в истории его существования, так как руководители фирм «Kwaishinsha Co.» и «Jistuyo Jidosha Co. Ltd.» приняли решение об их совместной интеграции, благодаря чему образовался холдинг «Dat Jidosha Seizo Co.».
В 1931 году эта скооперированная компания вошла в качестве филиала в состав корпорации «Tobata Casting», которая была основана японским бизнесменом Йошисуке Айкавой.
История создания компании «Nissan»
В 1933 году был образован холдинг «Jidosha Seize Co. Ltd.», являющийся основоположником современной компании «Nissan». На должность его президента был назначен Йошисуке Айкава. Первый заказ на производство стартовой серии авто Datsun холдинг получил от филиала «Tobata Casting Co. Ltd.».
Самое первое предприятие под брендом «Nissan» появилось в 1934 году. Оно называлось «Nissan Yokohama Plant». В то же время руководством было принято решение об изменении названия полностью всего концерна. Его переименовали в «Nissan Motor Co. Ltd.».
Компания стремительно развивалась. Модель автомобиля Datsun пользовалась широким спросом во всем мире. Она экспортировалась в государства Азии, а также страны Центральной и Южной Америки.
Под грамотным руководством Айкавы автохолдингу удалось достичь прекрасных результатов. Кроме того, он постоянно ставил грандиозные цели перед сотрудниками и планировал постепенно расширить предприятие для производства от 10 тыс. до 15 тыс. авто в год, что ему в дальнейшем удалось успешно осуществить.
Первые авто бренда «Nissan»
Весной 1935 года был запущен начальный серийный выпуск автомобилей марки Datsun. К тому времени концерн уже прекратил использовать иностранные комплектующие. Его работа базировалась только на деталях японских производителей.
Помимо этого, Айкава полностью переоборудовал предприятие, оснастив его специальными прессами для производства панелей кузова, за счет чего у рабочих отпала необходимость в выполнении обработки листов металла ручным способом. Эта инновация от компании «Nissan» стала определенным катализатором дальнейшего успешного развития японской автомобилестроительной промышленности.
Со временем бренд «Nissan» приобрел популярность и узнаваемость во всех мировых странах. Компания целиком изменила маркетинговую политику и создала собственный корпоративный логотип. Она стала отправлять свои автомобили на экспорт в Австралию. К 1938 году бренд «Nissan» являлся определенным символом преимущественного вклада Японии в мировую индустриализацию.
1939 год был отмечен высокими показателями продаж машин марки «Nissan». Руководство компании принимает решение о запуске производственных линий по изготовлению крупногабаритных транспортных средств. В результате были выпущены модели авто Nissan Type 70, автобусы Nissan Type 90 и фургоны Nissan Type 80.
Период Второй Мировой войны
К 1943 году «Nissan» открывает второе предприятие, но из-за начала военных действий приостанавливает производство легковых автомобилей.
В 1944 году руководство компании переводит свою штаб-квартиру в Токио, а также изменяет название концерна на «Nissan Heavy Industries Ltd.».
В годы войны автохолдинг занимается выполнением только заказов, поступивших от правительства, выпуская разные марки грузовых машин и осуществляя поставки моторов для военного авиатранспорта.
Компания в послевоенные годы
После окончания войны корпорация «Nissan» сразу же возобновила изготовление серийных моделей машин. Прежде всего, в 1945 году она приступила к производству грузовиков, а в 1946 году вернула свой главный офис в Йокогаму.
Кроме того, компания специализировалась и в иных направлениях своей деятельности. К примеру, она приступила к разработке и выпуску оборудования для текстильных предприятий. Производство легковых авто марки Datsun было возобновлено ею в 1947 году.
Расширение автомобилестроительного производства
Для окончательного восстановления после войны, компания решается на выкуп долевой части акций концерна «Minsei Diesel Motor Co. Ltd.». Кроме того, она заключает контракт о долгосрочном сотрудничестве с холдингом «Austin Motor Co. Ltd.» с целью выпуска на своих производственных линиях машин данного бренда.
В 1953 году в корпорации «Nissan» была сформирована профсоюзная организация. Ее основная задача заключалась в более эффективном взаимодействии между всеми сотрудниками и руководящим составом компании, базирующемся на взаимном доверии и уважении.
1958 год отмечается интенсивным внедрением продукции бренда «Nissan» на международный рынок и ее экспортом в США. Кроме того, компания принимает активное участие в разных шоу и турнирах для увеличения узнаваемости своего бренда.
Например, одновременно несколько машин марки Datsun 210 стали участниками мирового чемпионата по гонкам, который проходил в Австралии. Данные соревнования в то время являлись самыми сложными и престижными. Пилоты автомобилей Datsun 210 завоевали в своей классовой категории призовые места.
Автомобиль Datsun приобрел статус эталона высокого качества некрупногабаритных авто Японии. При этом население данной страны все больше отдавало предпочтение использованию личного транспортного средства.
В 1959 году компания «Nissan» разработала и выпустила новейшую марку автомобиля основной коллекционной линейки «Datsun Bluebird», предназначенную для частной эксплуатации.
В то время в Японии были особенно популярны иностранные модели машин, потому что отечественные авто отличались сложным торможением. Однако марка Bluebird была оснащена модернизированной передней тормозной системой со специальным усилителем, за счет чего с торможением этой машины смогли справиться даже женщины.
1960 год характеризуется дальнейшим эффективным расширением производства компании «Nissan». Она выпустила впервые в своей истории крупногабаритный седан Cedric, который совместно с маркой авто Bluebird быстро завоевал популярность среди японских автолюбителей и существенно ускорил процесс автомобилизации всей страны.
В начале 60-х годов холдинг «Nissan» начал вкладывать собственные инвестиции в открытие новых предприятий и приобретение других фирм. В 1966 году компания приступает к выпуску первых марок машин Skyline и Gloria. Это стало возможным после поглощения ею холдинга «Prince Motor Co. Ltd.».
Марка автомобиля Gloria была укомплектована двигателем высокой мощности и быстро завоевала популярность, потому что в то время считалась модной тенденция наличия высокоскоростных машин для личного использования. На автогонках в Японии несколько машин модели Gloria получили призовые места с огромным отрывом от остальных участников ралли.
Марка авто Skyline пользовалась широкой востребованностью среди японцев из-за оснащения самыми прогрессивными на тот момент технологиями. Кроме того, она обладала максимально удобным управлением, несмотря на достаточно просторный салон и большой объем затрат топлива по сравнению с малогабаритными марками седанов. Помимо этого, данная модель отличалась продолжительным служебным сроком.
В это же время компания выпустила еще одну новую линейку авто марки Skyline 2000GT-B. Она позиционировала в качестве спорткара, но машина сразу же приобрела популярность среди обычных автолюбителей, что способствовало высокому уровню ее продаж и получению значительной прибыли для компании.
Период энергетического кризиса (в 70-е годы) положительно отразился на деятельности компании «Nissan» и стал одним из решающих этапов в ее историческом развитии. Машины японского бренда «Nissan», отличающиеся высоким качеством и небольшим расходом топлива, приобрели в тот период времени огромную популярность в зарубежных странах.
Очередной заслугой бренда «Nissan» является завоевание им первого места на этапах тестирования ААЗОС, показавших, что авто марки Sunny считается наиболее экономичным из всех представленных на американском рынке машин. Кроме того, автомобили японских производителей невероятно быстрыми темпами заполнили рынок США, из-за чего местные автохолдинги стали обращаться за квотами с целью ограничения импорта данной продукции. Через определенное время на территории Америки было открыто первое предприятие компании «Nissan».
Несмотря на успешное продвижение, холдинг все также отыскивал эффективные маркетинговые стратегии для своего дальнейшего удачного развития и осуществлял разработку новейших материалов с целью обеспечения максимальной экономии топливных затрат.
Помимо этого, именно в машинах этого бренда стали первыми применяться системы CAD/CAM, подразумевающие использование компьютеров и робототехники в промышленных масштабах.
Благодаря автоматизации, машины компании «Nissan» стали образцом огромного прорыва в истории автомобилестроения, так как они постоянно комплектовались наиболее прогрессивными технологиями.
Производственные объемы этой компании позволили экспортировать свои автомобили во все государства мира и при этом открывать в них новые дочерние производства. В 1980 году было возведено второе предприятие в Америке, а в 1984 году – в Великобритании, где через 7 лет образовалась дистрибьюторская корпорация «Nissan Motor» («GB»).
Компания в 20-ом веке
Перед началом 20-го века холдинг «Nissan» заметно активизировался в разработке экологически чистой продукции безопасной для внешнего пространства, так как данная тенденция стала привлекательной по всему миру. Например, в его машинах использовались очищенные от примесей источники питания. Кроме того, компания постоянно занималась разработкой технологии, позволяющей повторно применять природные ресурсы. Первая гибридная машина, которая одновременно работала на бензиновом и электрическом топливе, была выпущена именно автоконцерном «Nissan».
В 1997 году были разработаны несколько марок авто бренда «Nissan», укомплектованных бензиновым и дизельным мотором с впрыском прямого типа. Кроме того, автохолдинг внедрил в собственные машины трансмиссии, которые обладали регулярно корректирующим передаточным числом. Это предоставляло возможность для минимальных затрат топлива.
В 1998 году компания «Nissan» принимает участие в сложной авто-гонке Le Mans, где ей удалось стать единственным командным составом, показавшим высокие результаты.
Но конец 90-х годов стал не очень удачным в истории компании, так как эффективность ее финансовой деятельности заметно снизилась. У нее образовались крупные задолженности и предприятие стояло на пороге банкротства.
По этой причине в 1999 году руководство холдинга решается на продажу большей доли акций компании «Renault», новым директором которой был назначен Карлос Гон. Им была сразу же разработана новейшая стратегическая программа по возрождению организации, за счет чего были отмечены превосходные результаты уже к началу 2001 года. Карлос Гон получил широкую известность в Японии в качестве одного из самых лучших руководителей компании «Nissan» за всю историю ее существования.
В 2016 году «Nissan» перекупила 34 % ценных бумаг холдинга «Mitsubishi Motors», из-за чего образовался альянс под названием «Renault-Nissan-Mitsubishi».
Компания «Ниссан» сегодня
В настоящее время компания «Nissan» специализируется на разработке инновационных технологий с целью более экономичного топливного расхода по сравнению с предшествующими полученными результатами. Кроме того, она интенсивно занимается оптимизацией управления автомобилями, за счет их максимальной автоматизации. К примеру, ею была уже презентована эффективная технологическая концепция, в соответствии с которой водителю предоставляется возможность контроля за дорогой без необходимости непосредственного рулевого контакта.
Также в 2018 году этой компанией была продемонстрирована еще одна новейшая технология под названием «B2V». Благодаря ей можно подавать специальные сигнальные команды машине с помощью силы мысли. Данная инновация является первым мировым открытием, позволяющим переводить определенные сигналы, которые поступают к человеческому мозгу, на цифровой компьютерный язык. В данном случае можно утверждать, что история развития «Nissan» внесла определенный вклад в открытие прогрессивных мировых технологий.
Помимо этого, машины бренда «Nissan» комплектуются автоматизированными системами определения препятствий в процессе езды задним ходом, механизмами Hands Free, установленными в багажнике, а также оснащаются рядом иных важных технологий для возможности «умного» управления автомобилем и его надежной интеграции с водителем и пассажирами.
Бренд «Nissan» на Российском рынке
Компания «Nissan» начала продавать машины своего бренда на территории РФ в 1983 году посредством заключения контрактного соглашения с СССР. Но собственный завод она открыла только в 2006 году. Президент компании Карлос Таварес подписал договор на возведение производственных линий около Санкт-Петербурга в поселке Парголово. Таким образом было открыто первое в истории «Nissan» предприятие в РФ.
Сначала на нем производились лишь марки авто X-Trail и Teana. Но постепенно коллекционная линейка машин расширялась, за счет чего спустя 10 лет на этом заводе уже выпускались такие модели авто – Pathfinder, Murano и Qashqai. Данное предприятие часто становилось призером в номинации «Предприятие года» в соответствии со статистикой издания «Деловой Петербург».
Стоит отметить, что в марте 2022 года это производство было приостановлено в связи с определенными обстоятельствами. Все активы компании «Nissan» (в 100 % объеме) и управление были переданы российскому подведомственному институту «НАМИ». Поставка запчастей и послепродажное обслуживание авто «Nissan» полностью возложены на «АвтоВАЗ».
Дочерние филиалы компании Ниссан
За всю историю существования автоконцерн «Nissan» обладал лишь несколькими дочерними предприятиями.
В их список входит:
- Компания «Nismo» – специализируется на тюнинге машин и представляет бренд «Nissan» на профессиональных спортивных мероприятиях. В настоящее время она является участником таких престижных ралли, как Super GT и Blancpain GT Series.
- Компания «Infiniti» – занимается производством высококачественных авто премиум-класса. Необходимо отметить, что первым государством, где была презентована модель Infiniti после Японии, является РФ.
- Компания «Datsun» – выпускает бюджетные марки машин. В период 2012-2020 гг. изготавливала недорогостоящие автомобили для рынка развивающихся государств, однако с 2020 года производство этих машин было приостановлено.
- Компания «Jatco» – крупнейший поставщик комплектующих деталей для транспортных средств в Японии.
Любопытные факты о компании «Nissan»
Вот перечень наиболее интересных из них:
- Логотип компании «Nissan» является символом искренности и восходящего солнца. Ранее на нем был изображен красный круг на заднем плане, а фирменное название располагалось в прямоугольнике синего цвета, находящегося внутри круга.
- В настоящее время в Европе и США является модным трендом дополнение авто элементами ретро-дизайна. Однако в Японии основоположником данной тенденции считается именно компания «Nissan».
- Большинство автолюбителей считают оснащение зонтом дверей машины марки Rolls-Royce именно ее фирменной фишкой. Но этот маркетинговый ход был еще ранее придуман компанией «Nissan», которая позже посчитала такое решение нецелесообразным и отказалась его использовать в своих авто.
- У холдинга «Nissan» имелся отдельный собственный филиал, специализирующийся на разработках оборудования, предназначенного для космоса. Но в 1980 году он был перепродан другим владельцам.
- Самая первая модель внедорожника Patrol была выпущена за счет специального военного заказа. Необходимо было предоставить транспортное средство с хорошей проходимостью. Но этот заказ компания так и не получила от государства, однако коллекция модели Patrol успешно выпускается и до нынешнего дня.
Положение компании «Nissan» в настоящее время
На основании данных, полученных авторитетным изданием «Forbes», сегодня акции компании «Nissan» на мировом рынке оцениваются в более 17 млрд. долларов. Стоит также отметить, что ежегодный объем ее продаж составляет 79,2 млрд. долларов. Эта корпорация занимает 117 позицию в перечне глобальных автомобилестроительных концернов по показателям продаж.
«Nissan» – это один из крупнейших мировых автохолдингов, продающий сотни миллионов экземпляров своих авто каждый год и обладающий множеством производственных линий на территориях различных государств.
История развития данного бренда является ярким примером успеха компании, которая постоянно шла впереди общепринятых тенденций, благодаря чему заслужила безупречную репутацию и признание, сохранившиеся со дня ее основания до нынешнего времени.