С какой периодичностью менять тормозную жидкость
От качества тормозной жидкости (ТЖ или “тормозуха”) зависит эффективность работы всей системы торможения. Поэтому к ним предъявляются довольно жесткие требования. Сюда относится не только состав, но и периодичность замены.
Автовладельцы с опытом знают, как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле, и как правильно это делать. Однако начинающие часто пренебрегают условиями замены, даже не подозревая какие последствия могут быть из-за такой халатности.
Чтобы развеять миф о том, что у тормозной жидкости неограниченный срок годности, а значит её можно не менять вообще, посмотрим на факты…
Содержание
ToggleЗачем нужна замена тормозной жидкости?
Итак, начинаем с основы.
Тормозная жидкость передает давление от главного тормозного цилиндра (ГДТ) на рабочий. Водитель нажимает на педаль, таким образом поршень головного тормозного цилиндра создает давление в магистрали. Эта сила по каналам передается на суппорты, вследствие чего выдвигаются поршни и разводят колодки.
Колодки создают давление на рабочую поверхность дисков либо барабанов (в зависимости от системы). Возникшая сила трения приводит к торможению автомобиля.
Какими важными характеристиками должна обладать тормозная жидкость:
- несжимаемость под давлением;
- стойкость к пониженным и повышенным температурам;
- хорошие смазочные качества;
- отсутствие воздействия на резиновые, пластиковые и металлические материалы.
Наиболее важный момент это именно несжимаемость. Иными словами, ТЖ должна в полной мере обеспечивать передачу избыточного давления на рабочие цилиндры либо суппорта.
У тормозной жидкости также есть и одно очень неприятное свойство – она гигроскопична. То есть хорошо впитывает в себя влагу из окружающего пространства. Чем больше содержание в ней воды, тем меньше её стойкость к закипанию и замерзанию.
Например, наиболее распространенная на сегодня тормозная жидкость DOT-4 закипает только после 230 °С, это минимально допустимое значение. Есть жидкости, которые не закипают пока температура не поднимется до 290 °С. Если увеличить долю воды в жидкости до 3.5 %, то температура закипания её уменьшится до +155 °С, или на 30 %!
При работе тормозной системы выделяется большое количество тепловой энергии. И это понятно, ведь торможение происходит посредством трения узлов. Пятно контакта на элементах при торможении иногда разогревается до 600 °С.
Тепловая энергия через детали передается на жидкость и разогревает её. И если температура достигнет критической точки – состав вскипит. Это вызовет образование газовой пробки, и жидкость перестанет быть несжимаемой. А значит при нажатии на педаль тормоза, она попросту провалится и тормоза откажут…
Виды тормозных жидкостей
Любая автохимия, в том числе и ТЖ, изготавливается с соблюдением международных и отечественных норм. Сегодня в производстве существует два стандарта качества:
- FMVSS No 116 – документ разработан Департаментом транспорта США. Классификация жидкости по этому стандарту бывает от DOT-1 до DOT-5.
- SAE J1703 и SAE J1704 – документ издан Обществом автомобильных инженеров.
Чаще при производстве тормозных жидкостей используется американская классификация, вторая пользуется значительно меньшим спросом. Помимо перечисленных существуют тормозные жидкости на основе минеральных масел. Они имеют совершенно другие стандарты производства, но и применяются очень редко. Поэтому ниже поговорим о классах DOT, сюда входят:
- DOT-1 и DOT-2 – на сегодня устарела и практически не применяется;
- DOT-3 и DOT-4 – наиболее популярные тормозная жидкость на сегодня, основа их состава полиэтиленгликоль;
- DOT-5 – также популярная тормозная жидкость, состоит из силиконов;
- DOT-5.1 – тот же DOT-4, но с улучшенным составом, обладает лучшими свойствами.
Важно! Жидкости классов DOT-5 и DOT-5.1 имеют совершенно разные составы и отличаются по свойствам. Они не взаимозаменяемы.
Каждая из перечисленных тормозных жидкостей делится на две категории:
- Для авто без АБС.
- Для авто с АБС.
Данные по категории можно найти в названии на таре. У нас также встречаются дополнительные классы тормозных жидкостей, сюда входят: ДОТ-4.5, ДОТ-4+, ДОТ-4* и т.п.
На самом деле они не отличаются от обычного стандарта, а дополнение — это скорее хитрый маркетинговый ход.
Рейтинг лучших тормозных жидкостей
Можно ли смешивать тормозные жидкости?
Важно знать не только как часто менять ТЗ, но еще и какие из них совместимы между собой, а какие нет. Есть два общих правила:
- Можно смешивать DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.
- DOT-5 категорически запрещено смешивать с другими составами.
В основе первых трех типов ДОТ лежат гликолевые соединения и одинаковый набор присадок. Соответственно их составы практически одинаковы, а значит и смешивание допустимо. Однако не рекомендуется.
При изготовлении ДОТ-5 применяются силиконы. При контакте его с гликолем проходит реакция и образуются новые вещества, то есть жидкость теряет свои свойства.
Как часто нужно менять тормозную жидкость?
На частоту замены тормозной жидкости влияют несколько факторов:
- тип системы торможения;
- в каких условиях эксплуатировался транспорт;
- класс тормозной жидкости и её присадки.
У большинства машин период замены тормозной жидкости составляет 40 000 км пробега, при условии, что температура в системе не поднималась выше 150 °С.
У автомобилей премиум класса и спорткаров этот срок еще меньше – 20 000 км. Более точную информацию можно посмотреть в технической документации по использовании автомобиля.
Мастера автосервисов не рекомендуют просто доливать свежую тормозную жидкость. Нужна полная замена. Даже если большая её часть обновится, свойства будут отличаться от новой. Тоже можно сказать и о смешивании.
На потребность в замене ТЖ может указать её цвет.
Например, нормальный цвет гликолевых составов светло-желтый либо светло-коричневый, силиконовых – темно-красный. В случае помутнения или значительного изменения оттенков, тормозную жидкость следует поменять или обратиться в автосервис либо СТО. Промедление чревато последствиями…
Самые опасные неисправности автомобиля
Как выбрать хорошую тормозную жидкость
Выбирая тормозную жидкость важно опираться на классификацию, которая определена нормами ДОТ. В категориях учитываются такие показатели:
- точка кипения – температура при которой происходит активное испарение вещества и образование газовой пробки, снижающей эффективность торможения. Различается две точки кипения: «сухая» – без содержания воды, «увлажненная» – воды до 3.5 %.
- Возможность комбинирования с уплотнителем – зависит от кислотно-щелочного баланса ТЖ. При показателе ниже 7 вещество будет оказывать агрессивное воздействие на стальные элементы. При более 12 – на цветные металлы. Хорошая жидкость будет иметь показатель от 7 до 11.5 рН.
- Стойкость к замерзанию – от этого параметра зависит можно ли ее применять в условиях пониженных температур. На такое свойство указывает параметр вязкости, он измеряется при температуре -40 °С. От него зависит работа ABS, TSC и ESP.
- Антикоррозийная защита – узнать параметр при покупке не получится. В тормозные жидкости добавляются специальные ингибиторы, для подавления ее окислительных процессов на протяжении всего срока эксплуатации.
При выборе новой тормозной жидкости отдавать предпочтение лучше проверенным брендам. Малоизвестные непроверенные производители могут во время изготовления добавлять недостаточное количество присадок и ингибиторов, а от этого зависит стабильная работа системы при различных условиях – температурные режимы, наличие посторонних примесей и т.д.
* * *
При эксплуатации автомобиля очень важно своевременно проводить диагностику всех систем. Одна из наиболее важных – это тормозная система, от неё зависит ваша безопасность.
Чтобы уточнить периодичность замены тормозной жидкости, следует посмотреть техническую документацию, приложенную к авто. И также не лишним будет хоть иногда заглядывать в бачок и проверять цвет жидкости, по нему тоже можно узнать о необходимости замены.