Все марки

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Двигатель не запускается, при движении из-под капота доносятся гул, вой или на приборной доске загорелся значок. Симптомы показывают на проблему в машине. Явно сигнализируют, что сломался генератор. Зная, где находится устройство, для чего нужно, легко проверить его на работоспособность.

Для чего нужен генератор

Бесперебойная работа большинства деталей авто происходит благодаря специальному устройству. Двигатель запускается, коленвал начинает вращаться, образуя механическую энергию. Исправно работающий генератор преобразует ее в электрическую.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Питание поступает к внутренним системам:

  • диагностике;
  • аккумулятору;
  • зажиганию;
  • бортовому компьютеру;
  • светотехнике.

Если главный источник энергии вышел из строя, питания от аккумулятора надолго не хватит. Сегодня в автомобили встраивают синхронные генераторы переменного тока. Средняя мощность около 1 кВт. Чтобы на выходе мощность была стабильна, устанавливается стабилизатор напряжения.

Совет! Для первичной диагностики автовладельцу необязательно знать, из чего состоит генератор. Важно понимать, где расположено устройство и какие детали сначала необходимо проверить, чтобы определить работоспособность.

После запуска двигателя генератор является основным источником электроснабжения. Механизм находится под капотом машины. Состояние приводного ремня и подшипников проверяют в первую очередь. Посторонние звуки, сильный жар во время работы сигнализируют о проблеме.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Важно! Постоянный ток должен держаться в рамках показателей 13,5-14,5 В. Меньшая сила не сможет зарядить аккумулятор. Большая величина сможет разрушить электроприборы.

Причины неисправности генератора

Понять, что преобразующее энергию устройство сломалось, можно по некоторым признакам. О возможных проблемах с генератором рассказывает автомеханик Василий Смирняев:

Что будет происходить при неполадках во время движения:

  • приводной ремень начнет свистеть;
  • из-под капота станут доноситься воющие, жужжащие звуки от электрики;
  • приборная панель замерцает;
  • свет от фар станет тусклым.

При запуске двигатель будет плохо работать. На приборной панели появится значок «Перезарядка». В этом случае мотор будет работать, пока аккумулятор не разрядится до 8 В.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Если на капоте возникнут признаки ржавчины, значит электролит из аккумулятора начал вытекать. Горелый запах в салоне станет дополнительным свидетельством о проблемах с генератором.

Причинами проблем с преобразующим устройством становятся:

  • разрушение приводного ремня от перегрева;
  • стирание подшипников;
  • неполадки со стабилизатором напряжения;
  • износ щеток;
  • короткое замыкание обмотки ротора;
  • перезагрузка аккумулятора.

Каждый воздействующий фактор изучают сначала визуально, затем в разборе, с помощью мультиметра». Прибором проще исследовать агрегат, если его снять с автомобиля. Регулировки напряжения от 0 до 16 В будет достаточно для определения проблемы.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Диагностика генератора

Чтобы определить электрическую неисправность в автомобиле, требуется визуальный осмотр. Для начала проверяют состояние всех кабелей, проводов, идущих от генератора к аккумулятору. Не должно быть незащищенных участков, мест с окислением, оборванных частей. Проверке подлежат клеммы на трех основных агрегатах – генераторе, стартере, аккумуляторе.

Совет! Восстановить утраченный контакт поможет очищение от грязи, удаление ржавчины, следов окисления.

Если автомобиль не начал работать как положено, проводится дальнейший детальный осмотр.

Проверка обмотки

Соединительные провода отключают от клемм. Мультиметр переключают в режим «Измерение сопротивления». Прибор подсоединяют к токосъемным кольцам. Величина показателя должна быть 10 Ом.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Места для измерений:

  • общая точка;
  • свободные концы обмотки;
  • между концом и точкой.

Изучают сопротивление обмотки. Определяют значение по таблице:

ПоказанияПараметр
Сопротивление отдельно взятой обмотки5-15 Ом
Сопротивление каждой свободной обмоткиДанные равны между собой
Сопротивление между свободными концами10-30 Ом

Разница между концами должна вдвое превышать показатель сопротивления каждой обмотки. При этих данный статор считается исправным.

Износ подшипников

В устройстве генератора имеется два подшипника. Один вмонтирован в центральную крышку, другой в вал ротора. Состояние подшипников изучается при снятом ремне.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Детали нуждаются в замене, если:

  • Корпус генератора излишне нагревается.
  • Работу двигателя сопровождают свист, жужжание.
  • Ротор плохо вращается. Его переворачивание требует усилий.

Если обнаруживается люфт, подшипники необходимо заменить.

Щетки

Исправные щетки не имеют сколов. Кольца также без почернений и окислений. Детали свободно перемещаются по направляющим. Не допустима большая степень износа. Как и у протектора на шинах, у них разработана допустимая степень. Высота щеток минимум – 4,5 мм. С кольцами минимум составляет 12,8 мм в диаметре.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Важно! Щетки осматривают при снятом регуляторе напряжения. Небольшой износ, изменение цвета зачищают наждачкой.

Стабилизатор напряжения

Стабилизатор силы тока изготавливается отдельным узлом или встраивается в щеточный узел генератора. Проверка регулятора напряжения проводится мультиметром. Именно регулятор отвечает за равномерную подачу тока к бортовой сети, системам автомобиля.

Проверить исправность стабилизатора можно под капотом, не снимая генератор. Замерять напряжение необходимо при нагрузках, постепенно увеличивая обороты. В норме 14,6-15 В. Если проверить на сопротивление конденсатор, его показатель должен стремиться к бесконечности.

Устанавливаем проблему на автомобиле

Несколько способов помогут определить исправность генератора. Диагностика проводится на месте, без привлечения автомеханика, без демонтажа устройства.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Способ 1.

Проверить работоспособность генератора на машине, без мультиметра можно на месте. Для этого не надо ничего отключать, снимать механизм.

Как действовать:

  1. Предварительно в аккумуляторе отключают минусовую клемму.
  2. Запускают двигатель.
  3. Включают фары ближнего света.

Вывод: генератор работает хорошо, если шум мотора не сбивается, свет от фар поступает ровный, стабильный.

Способ 2.

Неисправность регулятора диагностируют мультиметром, измеряется подаваемое напряжение. Демонтаж главного узла не нужен. Так становится понятно о проблеме с генератором.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Последовательность действий:

ЕЩЁ
Уход за электропроводкой автомобиля

  1. Реле переключателя устанавливают на значение постоянного тока.
  2. Режим измерения составляет от 0 до 20 В.
  3. Черный щуп подключают к минусовой клемме аккумулятора, красный к плюсовой.
  4. Включают двигатель.
  5. Изучают показатель прибора.

Вывод: напряжение на аккумулятор при холостом ходу поступает в диапазоне 12,5-12,8 В.

Второй этап проверки. Обороты двигателя увеличивают до 2000 в минуту. Последовательно мультиметр показывает значение в 13,5-14,5 В. Это свидетельствует о хорошей работе генератора. В противном случае предстоит детальное исследование устройства.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Способ 3.

Автомобильную лампу подключают к клемме 30 на генераторе. Точкой контакта становится толстая проволока, присоединенная к плюсу на аккумуляторе или стартере. Так проверяют выходное напряжение на генераторе.

Определяем исправность регулятора лампочкой накаливания

Чтобы оценить работу стабилизатора в домашних условиях лампочкой, необходимо отделить его от генератора.

Что делают:

  1. С аккумулятора снимают минусовую клемму.
  2. Отсоединяют провода, ведущие от регулятора к генератору.
  3. Откручивают два болта, скрепляющие два механизма.

Действуют аккуратно, чтобы не повредить щетки. Затем анализируют исправность стабилизатора. Для этого собирают цепь или так называемый проверочный стенд.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Для диагностики без машины понадобятся:

  • аккумулятор;
  • лампа накаливания на 12 В;
  • блок питания или зарядное устройство.
  • мультиметр.

Задача: постепенно увеличивать и уменьшать напряжение в лампе от 10 до 16 В.

Порядок действий:

  1. Зарядное устройство подсоединяют к аккумулятору.
  2. К клеммам подключают два провода и мультиметр.
  3. Плюс – это штекер, минус – металлическая пластина под крепежом.
  4. Два провода соединяют с регулятором.
  5. К цепи прикрепляют лампочку.
  6. Зарядное устройство подключают к внешней электросети.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Проверочный стенд готов. Цепь с блоком питания собирается также, только без аккумулятора. Перед началом проверки ручка мультиметра стоит на минимуме.

Диагностика:

  1. Постепенно увеличивают напряжение.
  2. Лампочка сильнее нагревается, светит ярче.
  3. Показание регулятора в 12 В обеспечивает полный накал.
  4. Усиливают напряжение до 15 В.
  5. Лампочка гаснет.
  6. Снижают напряжение.
  7. Свет снова появляется.

Так проверяется исправная работа регулятора. Накал пропадает при достижении напряжения в 14,3-14,5 В, затем вновь появляется при уменьшении параметра.

Как проверить генератор на машине (без машины) мультиметром

Вывод: стабилизатор напряжения не исправен, если лампочка накаливания горит при показателе в 14,8 В или затухает до достижения 14 В.

К сведению! Лампочка накаливания подходит для диагностики работоспособности стабилизаторов типа Я112Б; 591.3702-01; К1216ЕН1.

Проблему с преобразующим устройством, если она есть, выявляют визуально, с помощью доступных средств. Демонтировать автомобильный генератор необходимо только в том случае, когда причина кроется именно в нем. До этого стоит попытаться проверить работоспособность устройства любыми доступными свойствами.

https://youtu.be/SpPctkWNOvA

Первоначальный осмотр, показания мультиметра станут основой для дальнейших действий. Для ремонта понадобятся навыки. Если уверенности в собственных силах нет, обращаются к специалистам.

Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии