Все марки

Стартер щелкает, но не крутит! Где искать причину?

Стартер щелкает, но не крутит! Где искать причину?

Один из довольно сложных вопросов, почему стартер щелкает, но не крутит. Это говорит о том, что причина не в двигателе, а в неисправном втягивающем реле, которое мешает нормальному пуску. В этой статье разберем почему так происходит, самые частые неисправности, что нужно первым проверять и как решить проблему.

Конструкция и принцип работы реле стартера

Чтобы определить, почему стартер не запускает двигатель, нужно знать его конструкцию и понять принципы работы. На сегодня существует всего три типа реле стартера:

  • Блокировочное – препятствует запуску устройства на неработающем моторе.
  • Разгрузочное – преобразовывает напряжение в 12 В.
  • Втягивающее (иногда называют тяговое) – крепиться непосредственно к стартеру.

Блокирующее и разгрузочное реле относятся к важным элементам, но при этом устанавливаются далеко не на каждый автомобиль. А вот без втягивающего автомобиль завести не получится.

Конструкция реле стартера

Все дело в том, что втягивающие реле отвечает за несколько важных процессов:

  1. Выбрасывает бендикс в зацепление с маховиком.
  2. Замыкает и удерживает мост между «плюсом» реле и стартера.
  3. Стабилизирует подачу питания на щетки стартера.
  4. В нужный момент отключает механизмы пуска.

Устройство реле очень простое. В металлический корпус заключена двухобмоточная катушка с металлическим сердечником. На одной стороне корпуса размещен шток, а на другой эбонитовая катушка с 3 контактами (2 болта и 1 пин).

К нижнему болту подключается положительный вывод электростартера. Металлический сердечник (якорь) уходит внутрь двух обмоток – втягивающей и удерживающей. Во время втягивания стержень надавливает на подвижный электрод, на котором закреплен подпружиненный медный контакт. В конце хода контакт прижимается к клеммам болтов в простонародье пятакам. Таким образом замыкается короткая цепь между ними и щетками стартера.

Второй конец сердечника соединен с рычагом-вилкой, которая двигает шестеренку бендикса вперед. В отключенном состоянии он сильно выступает из корпуса. Если на тяговую катушку подать электрический ток, шток уходит внутрь и тянет за собой верх вилки. Нижняя ее часть раскачиваясь на оси выдвигается вперед и при помощи поводковой муфты выносит бендикс в сцепление с зубцами маховика. Когда это произойдет, раздастся стук или щелчок.

Почему стартер щелкает но не прокручивает двигатель?

После долгой эксплуатации в работе стартера могут начать проявляться перебои. Иногда бывает так, что он и вовсе перестает прокручивать мотор и работает в холостую. В любом случае потребуется проведение целого ряда диагностических мер, которые помогут выявить поломку.

Снимаем стартер

Если якорь стартера перестал вращаться убедитесь в работоспособности следующих узлов и деталей:

  • замок зажигания;
  • аккумулятор;
  • провод массы;
  • втягивающее реле.

Проверку желательно начинать с контактной пары на замке зажигания. Бывает, что банальное окисление контактов препятствует прохождению тока на втягивающее реле. Убедиться в отсутствии оксидной пленки можно при помощи амперметра. Если при повороте ключа зажигания стрелка прибора будет отклоняться в сторону разряда, значит замок исправен. В противном случае нужно проверить контакты. При неисправности контактной группы втягивающие щелкать не будет.

Работа стартера основана на прохождении через него больших электрических токов. Поэтому к аккумулятору автомобиля выдвигаются особые требования. Он должен быть в состоянии отдавать необходимое количество электрической энергии. Если его заряд будет ниже минимальных значений, машина попросту не заведется. При разряженном аккумуляторе будут слышны множественные щелчки при повороте ключа в положение старт и так же будут помигивать контрольные лампы на панели приборов.

Также неполадки в работе стартера часто связаны с отсутствием массы между кузовом и двигателем автомобиля. Провод нужно плотно прикручивать к хорошо зачищенной металлической поверхности. Важно проверить целостность проводки, на ней не должно быть следов повреждения и окисления, особенно в местах фиксации. В данном случае реле щелкает. но стартер не крутит, а при очень плохом контакте может и не щелкать.

И в конце уже проводится диагностика работы тягового реле. Самым явным признаком неисправности можно считать пощелкивание сердечника катушек при поворачивании ключа зажигания. Если такие имеются, то для ремонта потребуется снимать стартер с авто. Но не стоит торопиться с выводами. Чаще втягивающее реле начинает сбоить из-за подгорания или окисления контактной группы. Потому первым делом обращайте внимание на них.

Низкий заряд АКБ

Неисправность аккумуляторной батареи часто становятся причиной неполадок в работе стартера. Чаще это проявляется в холодное время года, когда АКБ испытывает большие нагрузки.

Индикатор зарядки АКБ

Чтобы убедиться в исправности источника питания достаточно сделать следующее:

Для проверки плотности электролита потребуется специальный прибор – ареометр. Показатель зависит от условий эксплуатации, но в среднем оно должно соответствовать 1.28 г/см3. Если после полной зарядки батареи плотность раствора хоть в одной банке будет отличаться даже 0.1 г/см3, ее потребуется заменить на новую или попробовать восстановить. Также необходимо обязательно время от времени проверять уровень электролита. Это очень важный момент, если его не соблюдать аккумулятор может попросту выйти из строя.

Степень заряженности АКБ проверяется очень просто – достаточно нажать на сигнал. Если звук громкий и четкий, значит все нормально. Для получения более точных данных, можно воспользоваться нагрузочной вилкой. Она подключается к клеммам батареи, а после подается нагрузка на 5-6 секунд. Если значительной просадки напряжения не было, тогда повода для беспокойств нет. Напряжение должно упасть до 10.2 В, не ниже.

Если низкий заряде аккумулятора то при попытки запустить двигатель значки на панели приборов будут помаргивать а стартер будет щелкать с небольшой частотой.

Неисправность в цепи управления стартером

Стартер входит в общую электросеть автомобиля. Поэтому возможные перебои в ее работе могут стать причиной выхода из строя цепи управления устройством. Чтобы обнаружить такие неисправности, нужно:

  • проверить целостность силовых проводов;
  • убедиться в исправности контактной группы;
  • проверить предохранитель.

Выявить это поможет обычный мультиметр. Первым делом прозвоним все провода и убедимся в их целостности. Для этого тестер переводится в режим омметра. Особое внимание следует уделить контактной группе и втягивающей пружине. На контактах не должно быть следов окисления или нагара. Если такие есть, обязательно удалите их. Часто, в результате сильного износа, втягивающая пружина не позволяет контактам достаточно плотно соединиться, при этом стартер щелкает но не крутит.

При наличии щелчков со стороны втягивающего реле, можно судить о вероятном подгорании контактов. Чтобы провести проверку на щелчок, необходимо «плюсовую» клемму тягового реле соединить с выходом стартовой обмотки электромотора устройства. Если стартер заработает, можно судить о низкой токопроводимости контактной группы.

Неполадки стартера

Схема стартера

Неисправности в работе данного узла могут быть вызваны как механическими повреждениями рабочих частей, так и проблемами с электрооборудованием. В первом случае это может выражаться как:

  • пробуксовка муфты свободного хода;
  • подклинивание рычага привода муфты свободного хода;
  • сильный износ втулок стержня электромотора.

Узнать о пробуксовке муфты несложно. Для этого нужно повернуть ключ зажигания в положение стартер. Если электромотора запускается, а бендикс не сцепляется с венцом маховика, значит муфта пробуксовывает.

Для устранения неполадки такого типа, потребуется снять устройство и провести ревизию обгонной муфты. В большинстве случаев, из-за длительного использования, ее основные элементы просто загрязнились и для восстановления ее работоспособности достаточно промыть узел в бензине.

Усиленному механическому износу также подвергается рычаг привода обгонной муфты. Признаки неисправности этого элемента схожи – мотор стартера вращается, а бендикс отказывается сцепляться с венцом маховика. Износ штока компенсируется с помощью ремонтных втулок. Однако его все же лучше заменить на новый. Так вы сэкономите не только деньги, но и нервы.

Якорь стартера проворачивается между меднографитовыми втулками. Естественно со временем они стираются. И если своевременно не заменить их на новые, то стартер может и вовсе выйти из строя. Чем больше износ, тем вероятнее контакт изолированных частей. А это может привести к выгоранию или полному разрушению обмоток якоря. Основной признак такой неисправности – повышенный шум во время пуска стартера.

На неисправность электрической части указывает следующее:

  • межвитковое замыкание;
  • сильный износ коллектора;
  • неплотное прилегание графитовых щеток;
  • обрыв проводов в обмотке.

В случае разрушения изоляции токопроводящих частей стартера, он полностью перестает работать. Межвитковое замыкание либо обрыв обмотки не происходят спонтанно. Они являются результатом сильной выработки рабочих узлов.

ЕЩЁ
Как экономить на покупках в интернете: советы и рекомендации для выгодных покупок

Особое внимание следует обратить на щеткоколлекторный узел. Во время длительной эксплуатации графитовые контакты сильно истираются. Если вовремя их не заменить, это может привести к повреждению коллекторных пластин. Чтобы узнать насколько сильно выработаны щетка, потребуется демонтировать стартер.

Проверка исправности втягивающего реле

Как показывает практика. основная причина того что стартер щелкает но не крутит это неисправность втягивающего реле. Проверить втягивающее реле можно 2 способами – без снятия с авто и со снятием совместно со стартером. Если предположительно сигнал теряется, где-то в цепи, тогда для начала проведем диагностику на авто. И уже исходя из результатов, устройство можно снимать и проверять более точно, при помощи мультиметра.

Как проверить втягивающие реле, не снимая с автомобиля:

  1. Поставьте авто на ручник и установите нейтральную передачу.
  2. Включите зажигание и оставьте ключ в замке.
  3. Отсоедините провод управляющей клеммы втягивающего реле (тонкий провод).
  4. При помощи отвертки замкните клемму и верхний силовой болт («плюс» от аккумулятора).

Если после таких действий автомобиль завелся, значит неисправность нужно искать в управляющей цепи. Это говорит о том, что сигнал не проходит с замка на клемму.

Если же стартер и дальше продолжает щелкать и не прокручивает мотор, узлы проверяем по отдельности. Для этого втягивающее реле отсоединяется от корпуса стартера.

Как проверить втягивающие реле отдельно от авто:

  1. Переведите мультиметр в режим прозвонки.
  2. Присоедините один щуп к управляющей клемме.
  3. Второй к нижнему силовому болту. Если прибор пищит значит обмотка не оборвана.
  4. Первый щуп оставьте на клемме, а второй приложите к корпусу. Если мультиметр издает звуковой сигнал, значит удерживающая катушка тоже исправна.
  5. Поставьте устройство вертикально на якорь, так, чтобы вывода смотрели вверх.
  6. Присоедините щупы к болтам – один на верхний, второй на нижний.
  7. Нажмите на реле, для этого нужно надавить на якорь до упора. Если мультиметр издаст писк, значит пластины замыкаются правильно. Если звук отсутствует, но на дисплее появляются какие-то цифры – налицо неисправность. Возможно есть постороннее сопротивление.

Если обнаруживается неисправность хоть одного элемента, втягивающие реле заменяется на новое. В случаях, когда обе обмотки исправны и пластина замыкается нормально, следует проверить усилие, которое оказывает давление на плунжер якоря.

Первым делом смотрим свободный ход. Для этого реле устанавливается на свое место до полного касания петлей рычага вилки. После замеряется расстояние между корпусом стартера и втягивающим реле. Затем устройство отсоединяется, а плунжер утапливается до касания пружины. Теперь на плунжере нужно отложить полученное расстояние от края корпуса и отметить.

Для проведения силовых испытаний понадобится полностью заряженный АКБ, 3 куска провода сечением не меньше 2 мм2 с «крокодилами» и штекер под клемму управления. Как проводится проверка, пошагово:

  1. Закрепите 2 куска провода одним концом на массу детали (на корпусе).
  2. Один из проводов подключите к «минусу» аккумулятора.
  3. К «плюсу» батареи присоедините третий провод со штекером.
  4. Сожмите реле так, чтобы плунжер дошел до вашей отметки на корпусе.
  5. Подключите штекер к разъему.
  6. Возьмите свободный конец второго провода с массы и прикоснитесь им к нижнему силовому болту. Если сердечник втянулся, значит реле исправно.

Диагностика усилия проводится при надежно зафиксированном устройстве за петлю на якоре на ровной твердой поверхности. Материал покрытия не должен проводить электричество, подойдет деревянный или укрытый картоном стол.

Способы устранения неисправностей

При выявлении какой-либо неисправности, деталь подлежит замене на новую. Для восстановления токопроводимости контактов или устранить обрыв токоведущих частей удерживающей обмотки в месте крепления, нужно разобрать деталь, выпаять клеммы, очистить их от нагара и вернуть на место.

В зависимости от изготовителя и года производства тягового реле, оно может быть с разборным (крышка силовых болтов закрепляется при помощи винтов) и неразборным корпусом. Работоспособность и того, и другого типа можно провести без проблем, вскрывать корпус не нужно. А вот ремонт выполнить удастся только в первом случае.

Заключение

Проблему, когда стартер щелкает, но при этом не крутиться можно решить несколькими способами. Для начала проверяем все контакты и при обнаружении нагара или окисления зачистить их, а после сделать пробный пуск двигателя. Затем следует проверить качество соединения массы и целостность проводов. Если это не помогло и у вас нет опыта выполнения подобных работ, лучше сразу обратиться к специалистам.


Комментарии
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии